В статье «ТЭД-28» рассказывается о генераторах управления тепловозов и старых электровозов постоянного тока, а во вчерашнем посте — о похожих генераторах старых трамваев. Неужели на всех советских электровозах постоянного тока — каменноугольный коллекторный генератор управления, как на каком-нибудь ЯАЗе ли ГАЗ-51?


Нет, есть одна машина, которая была буквально во всём впереди планеты всей — ВЛ82М (фото 1). По конструкции этот электровоз — по сути «постоянник», но он не только умеет работать на обоих родах тока (постоянном 3 киловольта и переменном 25 киловольт), у него и двигатели мощнее, чем у появившегося позже, но страшно архаичного ВЛ11, и генератор стоит синхронный — НБ-104 (фото 2).

Почему-то его не получили ни ВЛ11, ни даже выпущенный небольшой партией под закат СССР «локозавр» ВЛ15. Устройство коллекторной машины показано в статье «ТЭД-2», а синхронной — в «ТЭД-8», и становится понятно, чем он намного лучше коллекторного ДК-405: на порядок меньше износ щёток и не требуется регулярное трудоёмкое обслуживание коллектора.

Конечно, синхронный генератор выдаёт переменный ток, а для цепей управления и зарядки батареи нужен постоянный, поэтому на панели управления (фото 3) стоят мощные диоды, но с ними в начале 1970-х проблем уже не было. Причём цепи управления питаются напрямую от генератора через трёхфазный мост Д1 — Д6 напряжением 54 — 56 В, а батарея заряжается отдельно — через вольтодобавочный трансформатор и полумост Д7 — Д9, напряжение чуть выше — 70 — 75 В. Как работает трёхфазный выпрямитель, каких он бывает схем — в той же статье «ТЭД-8».

А ещё на ВЛ82М впервые в советском электровозостроении применён переход с соединения на соединение без бросков силы тяги — мостовой переход. Об этом — в статье «ТЭД-24». В движении на него можно посмотреть на видео «Реальный и виртуальный ВЛ82М» и «Советский "двухсистемный" электропоезд».
114 просмотров