Найти тему

18 ЯНВАРЯ НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ. КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.

На трапезе пища с растительным маслом: «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м с древянома́слием, испива́ем же и вина. Сы́ра же, и подобных ему, и рыб ника́коже де́рзнем я́сти, возбранено́ бо есть Боже́ственными пра́вилы. Си́це бывает слу́жба по́стну дню су́щу, в на́вечерии Просвеще́ния» (Типикон, 6 января).

Пища принимается один раз после освящения воды, то есть фактически после Литургии и молебна на освящение. По традиции вкушают сочиво.

В древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день – 6 января по старому стилю (19 января по новому). Праздник этот носил название Богоявление, так как центральным его событием было явление Бога миру. Рождество Христово как воплощение Второго Лица Святой Троицы – Бога Сына в человеческое естество. И явление человечеству впервые в новозаветное время Святой Троицы во время крещения Спасителя на реке Иордан святым Иоанном Крестителем. Бог Сын крестился, Бог Дух Святой сошел на Него в виде голубя, голос Бога Отца был слышен с неба.

После выделения в отдельный праздник Рождества Христова в церковном сознании все равно эти два вышеупомянутые праздники воспринимались как нечто единое. Именно потому период от Рождества Христова и до Крещения Господня именуется Святками, т. е. одним беспрерывным праздником. А богослужения обоих праздников являются словно бы зеркальным отражением друг друга. Так, к примеру, Крещение Господне, как и Рождество Христово, имеет свой сочельник, который празднуется накануне (за день) до праздника. В данном случае 18 января по новому стилю.

Сочельником этот день назывался потому, что наши предки варили тогда сочиво – пшеницу с медом и ели только его. Пшеница издревле считалась символом Воскресения Христова, ведь зернышко имеет вид мертвого камня, как бы мертвого тела, но, упав в землю весной, оно изменяется и оживает, выбрасывая зеленый колос. Мед – символ райской Божественной сладости, которую вкусят праведники во Царствии Небесном.

По Уставу в этот день предписывается однодневный строгий пост.
Церковь призывает нас последовать примеру великого постника и аскета, святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ведь именно он по Промыслу Божию, благодаря также своим сугубым аскетическим, постническим и молитвенным подвигам, сподобился лицезреть Святую Троицу во время крещения Спасителя в реке Иордан. Подобно ему, и мы должны несколько истончиться и очиститься, чтобы приблизиться к Богу – к святому празднику Богоявления.

В сочельник после Литургии Василия Великого в храмах совершается великое освящение воды. Этот обряд служит памятником того, что в древности в праздник Богоявления проходило общее крещение оглашенных, поэтому накануне совершалось освящение воды, называемое Великим. Великим оно прозвалось и по причине особой торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о Крещении Спасителя.

Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

«Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви, и в IV–V веках совершалось только в этой Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах (“хождение на Иордань”), ибо Христос крестился вне храма. В навечерие же водоосвящение совершается в храмах», – Гермоген Шиманский (пособие по литургике для семинарий).

В молитве на Великое освящение воды говорится: «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». И чтобы прикасание к Великой агиасме было полезным не только для тела, но и души, нужно прилагать усилия: молиться дома и в храме, постоянно исповедоваться и достойно причащаться Святых Христовых Тайн, освящая и душу, и тело.
3 минуты
387 читали