Найти тему

ГЛЯДЯ НА СНЕГ 2.


России, ее культуре и “кормящему ландшафту”, естественным образом свойственна Духовная живопись . Андрей Рублев , Дионисий, Феофан Грек. Там внутренний свет, Божественный цвет, глубокая радость и умиление красотой сотворенного Создателем мира, видимого этими художникамивнутернним зрением. Там недостижимые высоты, в повседневности создать такое маловероятно. Это огромная удача, что они остались в нашей истории и культурном коде.
Еще мне вдруг пришло в голову, что, пожалуй, изобразительное искусство самое материальное из искусств. А к материальной культуре у нас отношение недоверчивое: сегодня есть- завтра нет. И так на протяжении веков. Здесь тоже что-то спрятано, какой-то смысл и, как результат- отношение к живописи.
Глядя на бесконечный снег, серое небо, черные стволы деревьев и редкие солнечные дни, появляются мысли о том, где же взять визуальную радость, чтобы делиться ею, так как по моему личному мнению это и есть одна из главных задач художника. Конечно, есть другие задачи,и, скорее всего они более содержательны и важны, это понятно, но такая простая, лежащая на поверхности задача: радость жизни через живопись. От чего отжиматься?
Южным культурам в этом смысле значительно легче. Я, конечно, в первую очередь имею ввиду великую Французскую живописную традицию . Это действительно “Праздник, который всегда с тобой”, это в чистом виде joie de vivre. Это мягкий, переливчатый свет, лучше всего проявляющий цвет во всех его нюансах. Чтобы это видеть вокруг себя, не надо быть художником. Это просто часть жизни. Еще и поэтому французы, наверное, в массе своей так чувствительны к живописи. Кто бывал на провинциальных фермерских рынках во Франции, или сидел в мягкой тени платанов в кафе, глядя на эту изобилующую жизнью переливчатую внешнюю жизнь или… да много еще чего. Это сейчас не важно. Возможно, я все-таки напишу отдельную заметку об этом позднее:” Франция vs Италия . Особенности освещения и как это преломляется в способах изображения.” Ну, или что-то в этом роде.

P.S. Может сложиться ошибочное впечатление, что я тоскую по своей Европейской жизни. Это не так, но это мой в чем-то уникальный опыт и очень продуктивная часть жизни. На самом деле я очень ценю то, что у меня есть сейчас.
* В нашей Пражской мастерской, зима 2021.
Фото @Александр Сохт

ГЛЯДЯ НА СНЕГ 2.  России, ее культуре и “кормящему ландшафту”, естественным образом свойственна Духовная живопись . Андрей Рублев , Дионисий, Феофан Грек.
2 минуты