Найти тему
426 подписчиков

​​Лучше научиться не читать, чем читать всё подряд, не зная меры


Именно такая мысль родилась накануне, но эта мысль – продукт размышлений всего прошлого года. На новогодних праздниках, когда я, наконец-то, сделал ремонт в кабинете, написал первую половину книги про науку нечтения, я случайно наткнулся на заметку «Читательская гонка». Короткая, в пару строк, заметка-вопрос следующего содержания:
... ... ...
С какой целью я читаю 40-60 книг в год, если только крупицы из изученного перерабатываются и находят место в жизни, в повседневной практике?
... ... ...
Аврелий оперировал словосочетанием «умерить жажду книжного знания», а три года назад я видел только слово «знание». «Книжное» я не регистрировал; для меня это слово не имело никакого значения, было лишь некоторым уточнением, но именно в этом слове, по моему мнению, кроется то, что имел в виду Аврелий.

На мой взгляд, в этой фразе зашиты четыре слоя глубоких размышлений о природе познания: практичность знания, наблюдение и исследование жизни, удовольствие от простоты мира, принятие того, что есть.

Практичность знания заключается в дихотомии между теорией и практикой. Это именно то, к чему стремится требовательный читатель. Для него теория не является целью; при необходимости что-то запомнить или понять, первый вопрос, на который он ищет ответ: зачем ему это делать? Применение доминирует над изучением, экспериментирование с феноменами гораздо веселее, чем изучение этих же феноменов. Цель требовательного читателя – не получить фундаментальное понимание, а улучшить жизнь, изменить модель поведения в соответствии с новообретенным знанием, даже если оно лишь поверхностное. Умерить жажду равнозначно деятельности, а не ещё большему знанию.

Наблюдение и исследование составляют второй слой этой фразы. И опять я возвращаюсь к требовательному читателю. К его умению не только находить связь между теорией и практикой, но и умению наблюдать, распознавать сложное устройство мира. В моменте увидеть, как что-то работает и понять, стоит ли что-то менять, а поняв, что изменить – менять, осознавая, какие последствия могут быть. Одержимость строгим академическим знанием лишает малых повседневных радостей, а ещё слепит. Когда увлекаешься теорией, приобретаешь некоторого рода близорукость, которая не позволяет увидеть сложную связь, которую образуют идеи, явления и процессы. Умерить жажду равнозначно манипулированию мыслями.

Иногда камень – это лишь камень, красота – это просто. Излишнее чтение превращает понятное в менее понятное. Чтение больше, чем необходимо, создаёт шум, мешающий увидеть суть. Требовательный читатель знает меру в чтении, которая балансирует между пониманием и непониманием, но сохраняет возможность радоваться жизни и простым истинам. Умерить жажду – это отсутствие необходимости усложнять там, где это не нужно.

Прими как есть. Последнее, что могу сказать про «умерь жажду», – это синдром упущенной выгоды, который подталкивает впихивать в себя, не зная пределов собственной впихуемости. Безмерное потребление информации и желание интеллектуально «саморазвиться» не должны доминировать над другими аспектами жизни: компанией друзей, приятным ужином с семьей, помощью нуждающемуся. Голод до знаний должен быть, но едва уловимый, как после вкусного, но не плотного ужина в ресторане.
​​Лучше научиться не читать, чем читать всё подряд, не зная меры  Именно такая мысль родилась накануне, но эта мысль – продукт размышлений всего прошлого года.
2 минуты