3558 подписчиков
Детективная история про вывеску
Нередко Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» принимают за действующий магазин и заходят сюда за фруктами. Все дело в фасадной вывеске: «ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ КАВКАЗСКИМИ ФРУКТАМИ КАЛАНДАДЗЕ». Она появилась в 1905 году для маскировки революционного подполья. Лавка была удачным прикрытием: абсолютно легальный магазин и его владельцы не вызывали подозрений у соседей, случайных прохожих и полиции.
Во время первых реставрационных работ бывшие революционеры-подпольщики вспоминали иные версии вывески: «Торговля восточными товарами», «разными консервами» и др. Первой музейной вывеской стала «Подпольная типография ЦК Большевиков, работавшая в 1905-ом году»; она просуществовала с 1924 по 1927 годы.
Вновь «Оптовая торговля…» появилась в 1927 году после второй реставрации Музея. В течение XX века в силу разных обстоятельств она неоднократно меняла свой облик. К примеру, для съёмок кинофильма «Американка» изготовили специальный макет, чтобы его было видно на черно-белой плёнке. А одна из вывесок была даже похищена с фасада в конце 1990-х годов.
В 2015 г. во время ремонтно-реставрационных работ в научном архиве Музея современной истории России обратили внимание на записи Е.С. Балашовой-Денисовой, работавшей в магазине-подполье под видом прислуги: «Вывеска была… цвета «бордо», золотыми буквами...». Реставраторы постарались максимально приблизить облик новой вывески к оригиналу.
#филиалПодпольнаяТипография
1 минута
14 января 2024