Найти тему
22 подписчика

Прекрасным древностям они не уступают

И, жизни трепетной полны, уже сейчас
Приковывают взгляд и восхищают нас» (пер.Н.В.Наумова).
 
Н.Буало был возмущен напором Перро. Сама ситуация показалась ему скандальной: недоучка, выскочка-критик, которому изменил вкус (а, впрочем, были он ему когда-либо присущ?), смеет отвергать великие достижения древних! По завершении чтения поэмы он воскликнул: «Это позор для Академии! Ей нужна новая эмблема — стадо обезьян, которое смотрит на свое отражение в источнике, с надписью: «Sibi pulchri»». Он станет многолетним оппонентом Перро в «споре о старых и новых» и откликнется рядом полемических сочинений в его адрес.
Но, наверное, не стоит рассматривать Перро как завзятого полемиста, спорящего «ради спора, а не ради истины». Он вдохновлен новоевропейской философией, которая задает новый стандарт: наука должна строиться не на авторитета древних (их учения не более, чем мнения), но на опыте и наблюдении (Бэкон), а так же на процедуре сомнения и следованию четко установленных и неукоснительно соблюдаемых правил ума (Декарт). Декарт особенно близок ему и именно некотрые его идеи Перро переосмысливает в своей критике «древних». Как и Декарт, полагавший неизменность природы и связывавший с этим возможность обретения научного знания, Перро исходит из неизменности человеческой природы, а стало быть, у древних нет никакого преимущества перед современностью: «природа неизменна, всегда одинаково выказывает себя во всех своих произведениях и, подобно тому как она каждый год дает некоторое количество отменных вин вместе с очень большим числом посредственных и низкосортных, она во все времена порождает гениев среди великого множества заурядных людей».  Таким образом, убеждает Перро, искусство и наука не только не неизбежно деградируют с течением времени, но и улучшаются.
1 минута