22 подписчика
Согласно Перро, античная культура переоценена и только «обманчивая пелена предубеждения» вынуждает нас считать античные творения образцом совершенства. Современные авторы Корнель и Расин выше Софокла и Еврипида; авторитет Менандра, Вергилия, Овидия и др.античных поэтов «установлен временем» - пройдут века, говорит Перро, и наши поэты (Буало, Ренье, Ракан и др.) будут вызывать восхищение не меньшее, чем их древние предшественники. Что же касается авторитетов от философии и поэзии, то обожаемый многими Платон на самом деле скучен, а Гомер создал бы еще более совершенный эпос, если бы родился в Париже XVII века. Античные живописцы, чрезмерно точно выписывая вещи, однозначно уступают современным: «нет, кисти древние немного достигли, как их поклонники немного постигли». У Перро есть, что предъявить и античным скульпторам: «ошеломленный их божественной красой, стою пред ними я, недвижный и немой, и мнится, статуи и движутся и дышат…», однако статуи Лаоокоона и Геракла непропорциональны.
Вывод:
«Пускай учеными, что в древность влюблены,
Изъяны эти в ранг красот возведены, -
Возможно ли, чтоб мы и впредь не замечали
Шедевров новых тьмы в блистательном Версале?
Предубежденья враг, разумный человек
Не может не понять в наш просвещенный век.
Что, хоть столетья их еще не освящают,
Прекрасным древностям они не уступают
И, жизни трепетной полны, уже сейчас
Приковывают взгляд и восхищают нас» (пер.Н.В.Наумова).
Н.Буало был возмущен напором Перро. Сама ситуация показалась ему скандальной: недоучка, выскочка-критик, которому изменил вкус (а, впрочем, были он ему когда-либо присущ?), смеет отвергать великие достижения древних! По завершении чтения поэмы он воскликнул: «Это позор для Академии! Ей нужна новая эмблема — стадо обезьян, которое смотрит на свое отражение в источнике, с надписью: «Sibi pulchri»». Он станет многолетним оппонентом Перро в «споре о старых и новых» и откликнется рядом полемических сочинений в его адрес.
Но, наверное, не стоит рассматривать Перро как завзятого полемиста, спорящего «ради спора, а не ради истины». Он вдохновлен новоевропейской философией, которая задает новый стандарт: наука должна строиться не на авторитете древних (их учения не более, чем мнения), но на опыте и наблюдении (Бэкон), а так же на процедуре сомнения и следовании четко установленным и неукоснительно соблюдаемым правилам ума (Декарт). Декарт особенно близок ему и именно некотрые его идеи Перро переосмысливает в своей критике «древних». Как и Декарт, полагавший неизменность природы и связывавший с этим возможность обретения научного знания, Перро исходит из неизменности человеческой природы, а стало быть, у древних нет никакого преимущества перед современностью: «природа неизменна, всегда одинаково выказывает себя во всех своих произведениях и, подобно тому как она каждый год дает некоторое количество отменных вин вместе с очень большим числом посредственных и низкосортных, она во все времена порождает гениев среди великого множества заурядных людей». Таким образом, убеждает Перро, искусство и наука не только не деградируют с течением времени, но, напротив, улучшаются.
2 минуты
13 января 2024