117 подписчиков
ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ И ПЕРСОНАЖИ-СОСТОЯНИЯ. Часть 1.
Сказка — целостный мир, она обладает большим трансовым потенциалом. Люди неплохо помнят и узнают сказочные сюжеты и героев. Сказка повышает ощущение достоверности: мы не концепты утверждаем, а ссылаемся на понятные для внутреннего ребенка чувственные компоненты.
Сказка удобно представляет нам противоречивые состояния, которые диалектически совмещаются в рамках сюжета.
Вот мои любимые сказочные метафоры, которые я чаще всего использую. В вашем экшн-коучинге будут ваши собственные — может быть, даже не из сказок, а из фильмов и книг. Важно, чтобы их узнавал ваш клиент.
1️⃣ЗОЛУШКА.
«Золушка» для меня — сказка о характерных сменяющихся состояниях человека. Золушка на балу — энергичная, общительная, она всем нравится, смеется, у нее все получается. Золушка за печкой — покорная, грустноватая, в затрапезном платье, выполняющая рутинную работу. Обычно разговор о здоровых циклических состояниях спада и подъема на этом и заканчивается. Более половины людей после расспросов признают за собой некоторую цикличность. Но, по моим наблюдениям, фаз никогда не бывает две. Есть еще и мачеха-бандерша, которая бесцеремонно хозяйничает в реальном, не волшебном мире.
Есть фея-крестная (умершая мать Золушки), которая ведет человека к его идее, помогая преодолеть невозможное. Есть дочки, которые живут по инерции, подражая другим и завидуя тем, кто способен покорять вершины. Ярко увидев в человеке одного персонажа, я вижу и всех остальных, вопрос в том, чтобы их заметить и признать, дать им голос, перестать игнорировать.
Эта метафора часто пригождается мне в коучинге с людьми бизнеса. «Я часто теряю деньги, не понимая, почему». Конечно, хочется всегда блистать, быть внимательным, четким и энергичным. Но наступает без пяти двенадцать, пора переодеваться в затрапезное и брать в руки метлу, а человек этой необходимости не признает. Состояние сменилось, а он не хочет, чтобы оно менялось, и пытается продолжить бал: проводит переговоры, принимает решения о важных инвестициях. Если признать свои состояния, научиться предвидеть их смену и подстраховываться во внешнем плане, неправильных решений станет меньше. Каждое состояние имеет свою природу и свои достоинства: можно планировать монотонную кропотливую работу и важные прорывы на разные «сезоны».
2️⃣КОТ В САПОГАХ.
Эффективный топ-менеджер, которого наперебой хантят на рынке труда, мечтает уйти в свой бизнес и стать собственником, но почему-то у него раз за разом ничего не получается.
Директор по маркетингу личным усилием превратил компанию из небольшого бизнеса в сетевой бренд — а собственники (полностью отдавшие ему принятие решений) оставляют его человеком на зарплате, не делясь прибылью.
Человек придумывает и запускает проект за проектом, но снова и снова в них не удерживается.
Для всех этих клиентов подходит мета-метафора сказки «Кот в сапогах»: служу хозяину, ради него могу свернуть горы, но сам на принцессе никогда не женюсь. Потому что я хоть и в сапогах, но всего лишь котик. Главный герой на вторых ролях.
Иногда Кот понимает, какое он сокровище, а иногда еще и досадует, что он не мельница и не осел. Особенно если ему это слишком усердно объясняют.
Как правило, клиент узнает и принимает сказочную метафору. Некоторые соглашаются оставаться в Котах и дальше, но по крайней мере получают внутреннее разрешение потребовать себе кое-что еще, кроме сапог и ружья. Один клиент-Кот даже увеличил свою зарплату в шесть раз за полтора года!
Про остальных сказочных персонажей будет в следующих постах. А пока поделитесь, нашли ли своих клиентов /а может быть себя/ среди этих сказок?
2 минуты
12 января