Найти тему
13 подписчиков

В свой юбилейный сотый сезон Театр сатиры вступает обновленным, полным сил и энергии. Энергия просто бьет ключом и в каждой секунде фееричной премьеры "Пигмалион".

Знаменитая пьеса Бернарда Шоу была впервые поставлена в советской России в 1938 году и именно на сцене Театра сатиры. Театр, можно сказать, возвращается к истокам, но на совершенно новом витке, с использованием самых передовых сценических технологий, и при этом более глубоким погружением в авторскую идею. Ответственным за все происходящее на сцене является режиссер-постановщик и сценограф Виктор Крамер. Как же здорово, что именно ему Художественный руководитель театра Сергей Газаров доверил воплощение пьесы на сцене.
Для меня сценография этого спектакля - нечто близкое к гениальности. Скорее всего, отправной точкой заполнения сценического пространства стал прибор фонограф - рабочий инструмент профессора Генри Хиггинса, записывающий разнообразие речевых особенностей. Увеличенные до гигантких размеров воронки, расположенные по краям сцены становятся еще и огромными экранами для видеопроекций, которые также периодически заполняют и все сценические поверхности. Замысловатые приборы и инструменты, наполнившие пространство в качестве реквизита и деталей костюма, необыкновенно интересно разглядывать. При этом на сцене нет ничего статичного, декорации постоянно находятся в движении, перемещаясь и сами по себе, и вместе с актерами. Кстати, видеоряд, как и система звуков, становятся в спектакле полноценными участниками. Они заменяют целую толпу статистов, перевоплощаясь то в прохожих под видеодождем в начале действия, то в восхищенных зрителей на королевском балу, где в полном блеске вращается(в прямом смысле) обновленная Элиза Дулиттл.
Образ косноязычной цветочницы, преобразившейся в прекрасную леди - определенно творческая удача молодой, талантливой актрисы Ангелины Стречиной. Ее фантастический изощренный сленг, по признанию актрисы, частично подслушанный в разговорах молодежи на улице, надо бы определенно сохранить для потомков, как пример того, как говорить нельзя.
Тем более разительной кажется перемена, произошедшая с самой Элизой. Перемена, как внешняя, так и внутренняя. Вся идея спора двух ученых о превращении цветочницы в герцогиню постепенно перемещается из области научной в область чувственную. Классический мифологический сюжет о влюбленности Пигмалиона в свою Галатею приобретает в спектакле более сложный и противоречивый характер. Конечно же Генри Хиггинс в блестящем исполнении Сергея Чонишвили влюбляется в свое произведение, но он всячески сопротивляется зарождающемуся чувству, не желая терять свою придуманную свободу и впустить в свою жизнь любовь. Актеру удалось показать своего героя, постепенно теряющим самоуверенную браваду, и от этого он мечется, раздражается и никак не желает смириться с действительностью. Его великосветская матушка миссис Хиггинс(как всегда великолепная Алена Яковлева), несмотря на кажущуюся поверхностность, как раз обладает той самой житейской мудростью, которой ее сыну так не хватает, и, конечно же, в вопросе чувств она на стороне Элизы. И коллега Хиггинса полковник Пикеринг(Сергей Климов), в отличие от упрямого профессора, сразу же чувствует перемены в девушке. И это именно он пробудил в ней чувство собственного достоинства, что стало настоящим началом ее преображения.
Спектакль наполнен эффектными комедийными моментами. Забавная линия папаши Элизы Альфреда Дулиттла(Сергей Серов) благодаря "козням" профессора, и собственному ораторскому таланту превратившегося из мусорщика в джентельмена, или подготовка упирающейся Элизы к преображению с помощью невозмутимой экономки миссис Пирс(Ольга Кузина), или то, какпорождает новую разговорную моду в английском высшем свете.
Но, как в обычной жизни, так и в спектакле все совершенно неоднозначно, и смешное перемешано с драмой. Авторы спектакля оставляют нам открытый финал, но хочется надеяться, что любовь все-таки возьмет верх. Ведь, как ни трудно Хиггинсу признаться в этом самому себе, без Элизы он уже не может.
Да и кто же тогда принесет ему любимые домашние туфли?
3 минуты