Найти в Дзене

ЗАПИСКИ СЕМИКЛАССНИКА, 1849


Семиклассник этот, конечно, - из старинных времен, учившийся в середин XIX века в Вологодской гимназии. Вологодский помещик Кирилл Березкин (1830-1906) на момент составления записи был 19-летним.

Вот такие оказались гимназисты древних времен умные. Припомнилось у Бориса Слуцкого:

Интеллигентнее всех в стране
девятиклассники, десятиклассники.
Ими только что прочитаны классики
и не забыты еще вполне

Это - о советских детях примерно 16-17-летних, их впечатлительности, культурном багаже, открытости, готовности ум упражнять. И о том образовании, которое на ту пору считалось почти классическим. Не таким классическим, каким было в старорежимных гимназиях, то, конечно, имело основание в классике греко-римской. Латынь и греческий нынче в школах не употребляют, конечно.

Цитирую по публикации здесь

…20 января (8 января). Суббота. Как провел я время сегодня, что, много ли приобрел знаний в чем- нибудь? Кажется, ровно ничего. Проза, настоящая проза, за днями дни идут.

По обыкновению встал поздно, не как следует ученику 7-го класса гимназии — в 5 часов; отправился в класс...

Между тем пришел в наш класс инспектор, спросил: «Чей класс?» Подошел к Сняткову, спрашивает того, не писал ли чего о праздниках, и бранит за неудовлетворительный ответ. «А еще тебе, — говорит, — прочитана благодарность на акте за словесность».

Потом с приветливой улыбкой обращается ко мне: не брал ли я у Александра Г. из библиотеки Актов древних Географических комиссий? Советовал заняться мне этим предметом и еще сказал, что мое сочинение «Вологда в 1848 году» будет отпечатано в отдельных экземплярах.

Не знаю, что-то худо я понял: все ли сочинения, читанные на Акте, будут отпечатаны отдельно или только одно мое? Во всяком случае уже это <...> много будет и того, что напечатали и в газете.

Право, надо будет постараться заслужить внимание и милость Фортунатова ко мне. Не знаю, даже совершенно не понимаю причины, отчего он ко мне стал так приветлив и хорош.

Нужно почаще писать и подавать сочинения Левицкому, оставить лень.

На месте Иваницкого после обеда был Назарьев. «Ну, что, выходи, — говорит своим обыкновенным шуточным тоном, — Березкин, ты прежде бывал математик». Задал какую-то задачку, сам почти сделал ее и отпустил на место. Добрый он, право. Не знаю, каково только для меня будет на нынешнем экзамене…

Сегодня еще начал читать «Кузьму Петровича Мирошева», прочитал первую книгу, нашел стоящей. Чтение довольно живо, и верно с природой описание, и картины и лица деревни Хоперка, родословная Мирошева, его воспитание, военное поприще, приезд и нечаянная свадьба в Хоперках. Все это так живо, натурально, не утомительно для чтения, но показывает, что автор подражал Гоголю.

Кондратьич — это тип русского дядьки, его привязанность и любовь к Мирошеву не какая-нибудь не естественная, нет, она не выходит из границ. Но это лицо уже не новое, оно нередко встречается в наше время в повестях и романах, хоть с такой верностью в описании которого карикатуры я и не находил и не помню, что читал лучше.

Да, «Мирошев» — довольно хороший роман Загоскина, впрочем, от него и нельзя ожидать, кажется, после «Милославского» ничего лучше. Больше писать, кажется, нечего, да, правду сказать, и спать хочется…»

Заинтересовалась «Кузьмой Петровичем» - нашла это в НЭБ. Занятное чтение оказалось )

#РЗ_еда
2 минуты