568 подписчиков
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ» ИЗ СУКРОМЕН И ЕГО ПРООБРАЗЫ
Находящееся в 15 км от Бежецка, на старом Кашинском почтовом тракте, Сукромны в XIX в. было крупным торговым селом, волостным центром. В 1784-м г. на возвышенности в центре села был построен каменный храм. Судьба церкви сложилась счастливо: в советское время она закрывалась только на короткий срок, в конце 1930-х гг. Благодаря этому во многом уцелело уникальное убранство церкви.
В главной части храма сохранился огромный, в пять ярусов, иконостас в стиле барокко, выполненный в последнее десятилетие XVIII в., в период между окончанием строительства храма и его освящением. Архивные документы свидетельствуют, что главный престол храма в Сукромнах был освящен 16 июня 1800 г. по благословению епископа Тверского и Кашинского Павла (Зернова).
Доподлинно неизвестны имена мастеров, спроектировавших иконостас и выполнивших резьбу. Ближайший аналог сукроменского иконостаса находился на Ярославской земле, в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, но до наших дней он, к сожалению, не сохранился. По мнению историка Павла Сергеевича Иванова, иконы для храма в Сукромнах были написаны мастерами Тверского архиерейского дома, в 1790-е гг. выполнявшими заказы в Бежецке и окрестных селах. Действительно, сравнивая сукроменские иконы с другими достоверно атрибутированными работами архиерейских живописцев, сложно с ним не согласиться.
Но сегодня мне бы хотелось обратить внимание на образ Благовещения, написанный на створках Царских врат в Сукромнах. Стилистически он явно отличается от «ранних» тверских икон из праздничного ряда и более высоких регистров иконостаса. О том, что этот образ был написан позднее, свидетельствуют и архивные документы. В описи имущества церкви 1848 г. читаем: «Царския двери резные на полименте вызолоченныя, в них пять образов: Благовещение Пресвятыя Богородицы резное, и в клеймах четырех Евангелистов: Матфия, Марка, Луки, Иоанна, живописной работы». Итак, на момент составления описи образ Благовещения был резным, а не живописным. Скорее всего, он был выполнен в той же стилистке, что и скульптурная композиция «Господь Саваоф благословляет архангела Гавриила благовестить о воплощении Спасителя» над Царскими вратами.
Значит, сохранившееся до наших дней «Благовещение» было написано в середине XIX в. и, скорее всего, бежецкими живописцами. К тому времени в городе сформировалась собственная художественная школа и местным приходам не было никакой нужды приглашать иногородних мастеров. Вероятным автором образа может быть прославленный бежецкий мастер Михаил Тыранов или же кто-то из его учеников. Тыранов ранее уже работал в Сукромнах: именно его артель в 1830-е гг. расписала стены Тихвинского храма.
Прообразом для сукроменского «Благовещения» послужила картина «Благовещение Деве Марии», написанная в 1609–1611 гг. известным итальянским живописцем Рени Гвидо (1575–1642) для капеллы Квиринальского дворца в Риме. Однако бежецкие живописцы едва ли были знакомы с оригиналом. Вероятно, в их распоряжении была гравюра с картины Гвидо, выполненная другим итальянцем – Луиджи Траваллони (1814–1884). В середине XIX в. эта гравюра Траваллони была хорошо известна в России.
Русские мастера часто вольно интерпретировали европейские образцы, но в данном случае художник воспроизвел гравюру предельно точно: детали и складки одежд, расположение облаков, ветку цветущей лилии в руках Архангела, даже форму приступки, на которой стоит на коленях Дева Мария. При этом автору пришлось полностью убрать верхнюю часть оригинальной композиции. Снисходящий с небес Святой Дух в виде голубя в окружении славословящих ангелов уже был представлен средствами барочной резьбы. Цвета не повторяют картину Гвидо, что неудивительно – ведь у живописца была лишь черно-белая гравюра.
Иллюстрации:
1. «Благовещение», с. Сукромны. Фото автора, май 2024 г.
4. Общий вид Царских врат Тихвинской церкви с. Сукромны. Фото автора, май 2023 г.
3 минуты
7 апреля