Найти тему
323,6 тыс подписчиков

Развитие беспилотных технологий способно значительно повысить производительность труда и решить проблему нехватки трудовых ресурсов в отдельных отраслях


В качестве примера можно привести эксперимент с запуском беспилотных КАМАЗов по трассе М11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург). В настоящий момент их курсирует восемь единиц. В следующем году планируется увеличить количество минимум до 20 автомобилей. Пока что перевозки беспилотной фурой в пересчете на тонну стоят дороже, чем доставка грузовиком с водителем. Однако здесь есть ряд нюансов.

Во-первых, грузоотправители, участвующие в эксперименте (преимущественно - ритейлеры), пока что не рискуют и отправляют беспилотниками дешевые грузы. На случай какого-либо происшествия и возможной потери груза. За полгода эксперимента ни одного ДТП не зафиксировано. По мере накопления опыта все больше компаний будут привыкать к такому новому виду логистики и изначальное беспокойство уйдет. То есть, будет повышаться стоимость перевозимого груза, что снизит долю логистических издержек в пересчете на тонну.

Во-вторых, ещё далеко не раскрыт эффект масштаба. Когда у тебя цифровая инфраструктура трассы работает на восемь (или даже на двадцать) беспилотников, себестоимость перевозки на тонну выходит дороже, чем при работа на несколько сотен. При этом правительство готово в течение нескольких лет субсидировать доставку, пока на этом маршруте (и на других) не появится достаточное количество беспилотных грузовиков, чтобы цена была как минимум сопоставима с обычными перевозками. А в перспективе себестоимость беспилотной логистики будет выходить даже ниже, поскольку затраты на оплату труда водителю составляют существенную долю.

К настоящему моменту в России сложился острый дефицит водителей грузовиков. По разным оценкам он составляет от 60 до 150 тысяч человек. Более того, средний возраст работника отрасли растет. И через 10-15 лет проблема может приобрести катастрофический характер. Причем зарплаты в секторе вполне конкурентоспособные и составляют, в среднем, 120-150 тысяч рублей. Важным моментом является тот факт, что на законодательном уровне имеются серьезные ограничения на найм в межрегиональные грузовые перевозки водителей-мигрантов. Однако лоббисты мигрантов пытаются снять эти запреты. Пока безуспешно, но тем не менее. Но выход есть - ускоренное внедрение беспилотных грузовиков, которые уже на практике показывают, что способны решить проблему.
2 минуты
8387 читали