Найти в Дзене

Никому не интересны "обыкновенные"персонажи


Есть такое обидное и унизительное для аудитории и сценариста явление, как "низкий" реализм. Кино грешит таким "низким" реализмом еще с 90-х годов и эта традиция продолжается по сей день. Причем случилось это как по мановению волшебной палки. Сравни, например, добротную Фирму, которую Сидни Поллак снял в 1993 и унылый ремейк великолепной Сабрины Билли Уайлдера, который Поллак выдал уже в 1995.

Главный прием "низкого" реализма — это "обыкновенные" герои, которые "мычат" в кадре, то и дело смущаются, теряются и теребят метафорические платочки. В общем, "совсем как мы". Идея "низкого" реализма — максимально приблизить кино к жизни и для этого нам демонстрируют на больших и малых экранах глуповатых, неуклюжих и неуверенных персонажей, "обыкновенных" людей, которые ведут себя как потерянные подростки на взрослой вечеринке.

Приторно милые персонажи Хью Гранта и Грега Киннира, герои фильмов Джадда Апатоу, романтические комедии конца 90-х и начала двухтысячных, где герои никогда не знают, чего хотят, Джона Хилл, Сэт Роген, Майкл Сера, Джей Барушель, Джозеф Гордон-Левитт, Джейсон Сигел... На мужских персонажах это видно особенно ярко, потому что они попросту исчезли. Мужчин запрещено показывать в кино, можно показывать только неповзрослевших подростков двух типов: мачо и ботан. Кстати, Фил Лорд и Кристофер Миллер сняли Джону Хилла и Ченнинга Татума аж в двух частях фильма с таким названием.

Я уже писал как-то, что никаких "обыкновенных" людей не существует. А создавать произведения искусства про людей, которых можно встретить на улице, вполне возможно. Репин, Венецианов, Перов, Кипренский, Достоевский, Толстой, Чехов, Стейнбек, Чаплин, Уайлдер, Данелия, и Дэвид Саймон, создатель самого восхитительного сериала всех времен и народов — Прослушка, — не дадут соврать. Надо только любить людей и быть хорошим художником. В нашем случае — сценаристом.

Я подозреваю, что в основе этой "традиции" лежит глубокое разочарование в человеке (и в себе), пренебрежение к себе и к людям, подмена настоящей деятельной любви — любовью ложной, нарциссической и лицемерной. Разочарованная индустрия вырождается в перманентное фрик-шоу, где можно показывать пальцем на бородатую женщину или уродливого карлика, ржать и радоваться, что я — не они. Такие развлечения расчеловечивают людей по обе стороны экрана или сцены, они унижают человеческое достоинство, потому что в основе искусства лежит эмпатия, а невозможно всерьез сопереживать чудаку, который решил пробить на скейте несколько листов гипсокартона, проверить на прочность собственный копчик или проехаться на велосипеде через аллею раскачивающихся мешков с песком. Персонажи Чарли Чаплина или Бастера Китона, например, не были идиотами, которые сами согласились на побои и синяки ради "лайков", они попадали в забавные ситуации против своей воли и это сближало зрителя и героя.

Правда, на все были и свои вполне экономические причины. Например, расцвет реалити-шоу конца нулевых вызвала забастовка голливудских сценаристов в 2007-2008 годах. С тех пор сценаристы поумнели и перестали превращать кино и сериалы в реалити-шоу, которые прекрасно справляются вообще без сценаристов.

Если ты не хочешь, чтобы твои сценарии были похожи на Дом-2, нужно учиться создавать притягательных героев, которые восхищают, удивляют, пугают и влюбляют в себя. Для таких героев нужна подходящая среда стоящего замысла. Что такое стоящий замысел, зачем он нужен и как встроить систему по поиску замыслов и персонажей в свой рабочий процесс, я рассказываю, например, тут.

А если хочешь посмотреть, как ученица продала идею шоу после месяца работы, переходи сюда.
3 минуты