Найти тему

#шедеврыколлекции


На обложке пригласительного билета на концерт, где состоялось первое исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича (это, как известно, произошло в блокадном Ленинграде в августе 1942-го), была напечатана репродукция одной из гравюр Анны Остроумовой-Лебедевой. Так великая музыка и замечательная графика соединились, став символом непокоренного города.

Петербург, а потом Петроград и Ленинград - главные герои графических пейзажей художницы. Изображенные здания, памятники, мосты и каналы стали, во многом благодаря А. П. Остроумовой-Лебедевой, узнаваемыми и известными. Историк русского искусства Дмитрий Швидковский писал: «...Среди известных мастеров, изображавших городские виды, в истории русского и мирового искусства нашелся лишь один художник, имя которого немедленно ассоциируется с изысканно прекрасными, величественными, точными и характерными образами Санкт-Петербурга… Речь идет об Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой».

С детства Остроумова тяготела к рисунку. Несмотря на возражение семьи, Анна Петровна решила стать профессиональной художницей. Из-за аллергического заболевания ей было противопоказано работать с масляными красками, но она стала блестящим мастером гравюры. Анна Остроумова-Лебедева говорила: «…Гравюра в России с конца 19-го века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила Я».

Даже в тяжелейшее время блокады семидесятилетняя художница не покинула родной город, продолжая работать.

1.📷 Фотография. Остроумова-Лебедева А.П. - художница, заслуженный деятель искусств РСФСР. 12.07.1944
2.🖼 А.П. Остроумова-Лебедева. «Фонтанка у Летнего сада». 1901
3.🖼 А.П. Остроумова-Лебедева. «Памятник Петру и Академия Художеств». 1912
4.🖼 А.П. Остроумова-Лебедева. «Ленинград. Вид с Троицкого моста». 1926
5.🖼 А.П. Остроумова-Лебедева. «Петербург. Решетка Летнего сада». 1909
1 минута