7 подписчиков
Модель и структура управленческой отчетности должна быть «говорящей»: подсвечивать точки роста, проблемы и риски бизнеса.
И конечно, даже три типовых управленческих отчета, хоть и будут иметь типовые статьи, будут разниться в зависимости от вида бизнеса, стадии его развития, структуры, модели продвижения.
Задача финансиста оценить потребности бизнеса и подсветить нужные нефинансовые показатели, показать зависимость от них, денежных потоков, доходов и расходов, выявить основные риски, рассчитать эффективность отдельных бизнес-сегментов (unit-экономику, если угодно).
Я много пишу про промышленность и производство, строительство, так как данные клиенты преобладают в моем активе.
Но праздники – это время для семьи и творчества, поэтому сегодня будет рассказ и подарок от моего клиента крупной международной онлайн-школы креатива и творчества Lil.School и её основательницы Александры Крючковой.
Александра – художник, на все 100%, она и ее педагоги не просто учат детей рисовать, а рассказывать истории о своих персонажах с помощью художественных материалов на бумаге.
Глобальна идея ее детища - стремление вырастить новое поколение креаторов - личностей, доверяющих своему воображению, умеющих креативно подходить к решению разных задач, видеть множество вариантов.
Надо ли говорить о том, что о финансах она задумывалась в самую последнюю очередь и что такой собственник настоящий кошмар для финансового директора (при всей моей любви к тебе, Саша)?
Заставить творческих людей на регулярной основе вести управленческий учет – это задача со звездочкой.
Какой же минимальный набор показателей нужен руководителю любой онлайн-школы, чтобы понять эффективен ли его бизнес:
1. Стоимость привлечения ученика (customer acquisition cost — CAC). Показатель необходимо рассчитывать по каждому рекламному каналу, что позволит выявить самый эффективный канал для привлечения. Для расчета данного показателя нам потребуется учитывать следующие данные: трафик с канала, стоимость клика или CPA (Cost Per Action), заработная плата маркетологу с налогами, заработная плата менеджера по продажам, стоимость CRM, интернет-ресурсов и площадок, телефонии. Расчет нужно вести только по новым ученикам, то есть мы отдельно считаем, насколько нам выгодно привлекать новых клиентов.
2. LTV (lifetime value) – прибыль от привлеченного ученика, на протяжении всего времени, что он остается с нами. Для расчета данного показателя нам нужно перемножить: средний чек, количество заказов за месяц, среднюю маржу, время жизни клиента. Следовательно, нам необходимо понимать цену и количество пройденных уроков по клиентам в месяц, переменные затраты на оказание услуги (заработная плата педагогов с налогами, наполняемость групп, стоимость хостинга, переменные затраты на методические материалы, комиссии за эквайринг, налоги от выручки и т.д.), количество повторных продаж.
Постоянно отслеживаем отношение LTV/CAC, если он больше 3, то бизнес экономически оправдан, то есть прибыль с клиента за весь срок его пользования нашими услугами должна хотя бы в три раза превышать затраты на его привлечение.
Всего два важнейших показателя, но, чтобы их рассчитать нужно учитывать все доходы и расходы, денежные потоки и нефинансовые показатели в различных разрезах. И куда же без "управленки"?
Понимая, как те или иные показатели влияют на данное отношение, можно повышать рентабельность бизнеса и отдачу на вложенные в него средства и усилия. Но для этого нужно обеспечить регулярный учет.
Сейчас Александра организовала обучающие курсы для тех, кто решил открыть свою творческую студию, школу, делится своим опытом и приглашает меня спикером по финансам, чтобы начинающие предприниматели не загубили свою идею, столкнувшись с финансовыми проблемами, юридическими и налоговыми рисками.
3 минуты
2 января 2024