17,9 тыс подписчиков
[Photo report], № 4
Новый, 2024 год вступил в свои права, но мы продолжаем начатую в 2023 году рубрику, в которой вспоминаем события 160 летней давности, знакомимся с архивными фото Севастополя, его бухт и кораблей.
Память должна сохраняться.
Вновь севастопольская бухта, и новое судно.
Четвертое фото - "Винтовая шхуна "Казбек".
На фото из ретроальбома Иванов О.В. - устье Южной бухты, винтовая шхуна "Казбек" - еще один "выходец с того света", также побывавший на дне Севастопольской бухты (по данным Иванова О.В.), и после восстановления служивший транспортом и гидрографическим судном.
В 1890-х годах "Казбек" участвовал в важных гидрологических исследованиях, известных как "Черноморские глубомерные экспедиции Морского ведомства". Старый корабль, прослуживший более семидесяти лет, был уведен за границу в ноябре 1920 года при эвакуации врангелевских войск из Севастополя, и там его следы теряются.
Если поискать дополнительную информацию, то можно узнать что:
"Казбек" был парусно-винтовой шхуной с железным корпусом английской постройки! Судно было построено в Лондоне на верфи Carl J. Mare & Co., спущено на воду в 1854 году под именем «Харлингер" и пару лет использовалось как товарный пароход там же в Англии. В ноябре 1856 года пароход купило Военное министерство Российской империи для нужд Отдельного Кавказского корпуса (даже не для флота!). В декабре 1856 года судно назвали "Эльборус", а через год, в декабре 1857 года его передали из Военного в Морское ведомство. Так что в составе Черноморского флота эта шхуна все же оказалась.
Кстати, название "Казбек" шхуна получила только в 1874 году, в ноябре (декабре).
Для справки: водоизмещение 440-690 т (встречаются разные данные), размерения - 53х7,6х3,3 м. Изначально шхуна имела одну горизонтальную двухцилиндровую паровую машину (70 номинальных л.с. = 280-490 индик.л.с.), один паровой котел, один винт. В период службы машина на шхуне несколько раз менялась.
Скорость судна могла достигать 7 узлов, запас топлива - 72 т угля.
Шхуна достаточно активно использовалась в интересах флота, в том числе в ходе войны с горцами и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Судно имело вооружение, которое менялось в ходе службы, так в 1873 году на нём были установлены два 87-мм стальных нарезных орудия обр.1867 года; в во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов дополнительно установили два 3-фунт.чугунных фальконета; в 1880-х годах вооружение состояло из двух 3-фунт.медных пушек обр.1867 года, а с 1900 года - из двух 37-мм одноствольных пушек и двух 37-мм револьверных «Гочкисов».
Любопытно, что автор ретро-альбома упоминает, что шхуну поднимали со дня Севастопольской бухты, подразумевая, видимо, Крымскую войну. Однако, шхуну купили в ноябре 1856 года, уже после окончания войны, так что вряд ли ее тогда могли затопить.
Вообщем судьба у шхуны была очень богатая на события! "Казбек" даже Апостоли заметил (см. фотографию ниже)
А мы можем видеть как она выглядела
Кстати, друзья, а что это за здание на фоне которого сделана данная фотография?
2 минуты
2 января 2024
212 читали