30,1 тыс подписчиков
Т-35 – удивительный танк. Практически сухопутный крейсер: три пушечные и две пулеметные башни, 10 человек экипажа и длина почти в 10 метров. Для первой половины 1930-х годов он был настоящим бронированным монстром и предназначался для прорыва укрепленных линий обороны. Однако прогресс не стоял на месте и к началу Великой Отечественной войны танк уже устарел: броня еще могла защитить если не от всех, то еще от многих орудий противника, но подвижность никуда не годилась. Двигатель в 500 л.с. с трудом перемещал махину весом в 58 тонн: скорость по пересеченной местности не превышала 10 км/ч.
Не радовала и низкая надежность: десятки машин были потеряны в первые недели войны на марше из-за различных поломок. Некоторое число Т-35 все же приняло участие в боях, но несмотря на весь героизм экипажей, нанести противнику существенный урон в условиях маневренной войны лета 1941 года им не удалось. Есть мнение, что если бы эти сухопутные крейсеры применялись по прямому назначению, то есть для прорыва укрепленных линий обороны, то результат был бы другой. Но мы этого уже не узнаем.
Всего было выпущено два прототипа и 59 серийных танков. До нашего времени сохранился один Т-35, который во время Великой Отечественной войны находился в Казанском танковом училище и в боях не участвовал. Интересно, что находится он в парке «Патриот» в составе экспозиции, посвященной РХБЗ. Дело в том, что изначально на этом месте планировалось создать экспозицию «Путь к "Армате"», но не задалось. И теперь к Т-35 два манекена в костюмах химзащиты Л-1 и ОЗК цепляют на трос повозку с какими-то веществами.
Еще два танка есть в коллекции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме, но они являются новоделами. Один, кстати, даже на ходу.
1 минута
10 января 2024
500 читали