50 подписчиков
Туваны. Мое советское детство.
То, что рассказывают и пишут о нынешних родителях и детях, и в подметки не годится в сравнении с тем, что пережили мы, дети 60-х и 70-х годов.
Мы с друзьями лазили по колхозным строениям и заброшенным домам в поисках сокровищ. Играли в индейцев с топорами и луками в зарослях конопли, взрывали самодельные бомбы из спичечных головок и карбида, искали гудрон для жвачки, по чужим садам за яблоками, или купались в прудах, жгли костры и курили самокрутки из дубовых листьев. В апреле, в ледоход, катались на льдинах и там же искупнулись и не заболели. Зимой прыгали с крыш домов в сугроб. Но мы не только хулиганили! Уроки делали, и никто не проверял. Каждому много приходилось помогать по дому. Родители уходили на работу, а нам оставляли наказы, что каждый должен сделать до вечера: натаскать дров на утро, натаскать воды, накормить теленка-поросенка, затопить паровое отопление. Это нормально воспринималось тогда: человек растёт, у него появляются права и обязанности. Мой первый заработок - в 13 лет. Я должен был каждое утро относить к магазину десять литров молока. Так продолжалось всю весну и все лето. Осенью мама отсчитала половину денег и сказала – вот это ты заработал и можешь потратить как хочешь. Я попросил велосипед. Купили, без всяких разговоров. Я был страшно рад! Про другие покупки не помню, а велосипед до сих пор жив. В колхозе работали на сенокосе с пятого класса наравне со взрослыми за половину оплаты,
Кстати, при выходе на пенсию я искал эти детские трудодни в колхозном архиве. И, нашлось! Выписали справку на целый месяц. Бедные наши мамы, сколько раз падали и разбивали себе носы и коленки. А какие мы шалаши и землянки делали! И на деревьях, и в снегу, в земле. Пекли картошку и варили уху на костре из рыбы из пруда. Катались всей улицей на одном велосипеде, никто не жадничал. Весело было. Переходили по дощечке через прорубь, и я провалился в полынью. Чудом мальчик-старшеклассник вытащил. Его потом наградили медалью. Боялся идти домой, а друг бежал впереди меня и кричал моей бабушке: Баба Вера! Баба Вера! Вовка утонул! И, сразу же - вон он идет! Ругали долго. И еще досталось, не помню, чем и как. Еще вот, было нам лет по 10-12. У меня был сломанный пистолет- зажигалка, кажется, двоюродный брат подарил. Можно было вставить кремний и при нажатии на курок летели искры. У моего друга нашелся у отца в сарае бензин в 3-х литровой банке. Пришли к сараю. Там стоял железный стол. Друг налил небольшую лужицу бензина на стол, поднесли пистолет, нажали на курок. Лужица весело загорелась. Показалось слабовато и он подливает новую порцию в горящую лужицу. Бензин, естественно, мгновенно вспыхивает и охватывает весь стол, пламя достает практически до потолка. Мы пугаемся, но не убегаем, а пытаемся тушить. В конце концов, бензин на столе выгорает. Когда все закончилось, мы поворачиваемся назад и смотрим на банку. В трехлитровой банке оставалось где то литра три горючего, но он не взорвался. Это просто чудо! Быстро убираем все, что натворили и расходимся. Договорились: больше мы с бензином не играем.
2 минуты
9 января 2024