5925 подписчиков
Архип Куинджи. На острове Валааме, 1873
В 1873 году Куинджи пишет свою первую заметную картину «На острове Валааме», и уже в ней начинает эксперименты со световыми эффектами. Так заявляет о себе Архип Куинджи, который еще подростком пешком пришел из Мариуполя в Крым к Айвазовскому - учиться, потом приехал в Петербург, два года подряд проваливал вступительные экзамены в Академию Художеств, был зачислен вольнослушателем, но курса так и не окончил.
На Валаам 32-летний Куинджи ездил в свадебное путешествие, и выбор острова был не случайным. На Валааме бывали многие столичные художники. Там было что-то вроде базы Академии Художеств - небольшая гостиница, где любили останавливаться живописцы. Туда, в «творческие командировки», ездил и Шишкин, и Васильев, - чаще всего, конечно, пейзажисты. Куинджи, побывав с молодой женой на пленэре Валаама, по возвращении в Петербург, пишет работу, которая обращает на себя внимание публики и коллег. Аскетичный пейзаж русского севера: каменистая почва, березка, сосна – ничего лишнего. Но какая романтика!
Сразу становится понятно: Куинджи - это художник, который хочет заворожить зрителя, поразить его. И не только умением и мастерством, но ещё и своим собственным взглядом на природу. Куинджи становится первым русским пейзажистом, который наполняет пейзаж философским смыслом. И здесь он показывает не столько конкретный вид, открытку с острова Валаам, сколько уголок природы как часть космоса, как чудо мироздания. Один из излюбленных приемов Куинджи - это резкий контраст светотени. Конечно, нельзя сказать, что художники в пейзаже этим не пользовались раньше, но у Куинджи эта светотень впервые становится драматической, а природа превращается в своеобразный театр теней. Всего через год молодой и перспективный художник будет участвовать в выставке Товарищества Передвижников – самого модного и актуального движения в искусстве своего времени.
Напористый и амбициозный, он умудряется выбиться в люди, несмотря не то, что не имеет приличного образования и даже не очень грамотно и не очень свободно пишет. От Куинджи осталось совсем немного писем. Говорили, что он стесняется своих ошибок и избегает переписки. Но неграмотность искупается другим – тем, как глубоко и философски художник смотрит на мир.
Его трудно не заметить. Куинджи с самого начала стремится сказать новое слово в искусстве – ни больше, ни меньше. И быстро находит свой "фирменный стиль" в пейзажной живописи: без пяти минут импрессионизм. Над методом художника ломают головы его коллеги, пытаясь разгадать тайну Куинджи. Как он добивался того впечатления, которое производят его картины? Откуда берет такую выразительность и силу света и цвета, которые наполняют его полотна? Как сказал о нем Илья Репин, «иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». И действительно, свет станет главным персонажем всех картин Куинджи, а погоня за ним – любимым увлечением художника. Из книги "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века": https://www.labirint.ru/books/740206/ https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
2 минуты
27 декабря 2023