108 подписчиков
Итоги года: Цифровые платформы
Когда речь заходит о цифровом суверенитете, часто привожу в пример европейские страны: большинство из них отдали свой рынок глобальным платформам (как правило, американским). Есть, конечно, редкие исключения: это, например шведский Spotify, который сам вырос до глобального масштаба. Но в сегменте соцсетей там безусловно доминируют Facebook*, экс-Twitter и LinkedIn, а их редкие местные аналоги для обычного жителя Евросоюза – совершеннейшая экзотика.
В России же, напротив, 70% населения пользуются отечественными соцсетями и онлайн-платформами (согласно совместному исследованию АКАР и РОЦИТ, еще два года назад этот показатель составлял порядка 48%). Конечно, определенную роль сыграло снижение активности иностранных игроков (добровольное или вынужденное), но нельзя отрицать и огромные усилия российских компаний, которые намерены использовать исторический шанс для укрепления своих позиций. В этом году, например, отечественные соцсети значительно усовершенствовали свои партнерские программы, что позволило авторам контента увеличить свои заработки: «ВКонтакте» выплатил на 37% больше (5,5 млрд рублей), а «Одноклассники» сообщили о росте общей суммы выплат в три раза.
Появились на рынке соцсетей и новые имена. Одним из «Героев Рунета-2023» признана платформа Looky, которая за год привлекла более миллиона пользователей, используя целый комплекс довольно любопытных методик: от NFT-ачивок и модных нейросетей до вполне прикладной истории с «мягким переносом» аккаунта из Instagram**. Уверен, что на подобные механики нужно обратить внимание лидерам рынка и обеспечить, например, возможность комфортного переезда для видеоблогеров, которые рискуют в любой момент потерять весь YouTube-контент просто потому что платформе так захочется.
Кстати говоря, процесс отказа россиян от YouTube в этом году показал неплохую динамику: Rutube ежедневно смотрят пять миллионов человек, VK Видео отчитался о месячной аудитории в 68 млн российских зрителей. Неудивительно, что американцы занервничали: их CDN-сеть постепенно изнашивается, поэтому Google предложил российским операторам связи расширить количество прямых стыков, чтобы YouTube поменьше тормозил. Отечественные видеоплатформы, напротив, расширяют свои серверные мощности, готовясь к ситуации кратного роста спроса на их услуги на фоне ухудшения качества доступа к YouTube в регионах.
И конечно, подводя итоги года, нельзя не сказать о главной российской цифровой платформе – «Госуслугах», которыми ежедневно пользуются более 11 млн граждан. Из более чем тысячи онлайн-услуг самыми востребованными в этом году стали: запись к врачу, получение информации об исполнительном производстве, получение выписок из соцфонда и трудовой книжки, а также оформление единого пособия на детей и беременных женщин. При этом портал успешно справлялся с многочисленными хакерскими атаками, а информация об утечке данных, которую пытались форсить некоторые телеграм-каналы, оказалась фейком. Тем не менее мошенникам удается получать доступ к чужим аккаунтам «Госуслуг», задействуя методы социальной инженерии, и таких случаев в уходящем году было достаточно.
Но об этом мы поговорим завтра, когда будем подводить итоги в сфере информационной безопасности.
2 минуты
27 декабря 2023