Найти тему

Чтобы ребёнок уверенно шагнул из 2-го в 3-й уровень развития речи, ему нужно выйти на падежные формы согласования не только существительных, но и прилагательных. Один из сложнейших шагов, это окончания винительного падежа у прилагательных мужского рода во множественном числе. Если сказать без затей, то нужно научиться слышать и произносить "Х" в конце слов.

Почему детям с алалией это особенно трудно?
Во-первых, из-за слабого развития фонематического слуха, глухой [Х] практически не воспринимается ребёнком. В лучшем случае он скажет: "Два красны... шарика", - опустив [х]
Во-вторых, в прилагательных женского рода во мн. ч. в конце звучит привычная, давно отработанная "Е", например, две красныЕ конфеты. Ничего нового. В отличие от "Х", ребёнок многократно встречался с "Е" в окончаниях.
В связи с приближающимся Новым годом, дам вариант работы с ëлочными шариками. Вместо них можно брать любые игрушки мужского рода.
1-е фото - сначала напоминаю ребёнку, что в слове "красный" в конце звучит "Й". Проговариваем словосочетание "один красный шарик". Потом даю два шарика и сообщаю, что "Й" поменяется на "Х" - два красных шарика.
2-е фото - дальше ищем на ёлочке парные шарики (мои шарики не бьются) и тренируемся:
- два полосатыХ шарика
- два красныХ шарика
- два белыХ шарика
- два синиХ шарика
3-е фото - для тех кто любит считать, увеличиваю количество шариков:
- два синиХ шарика
- три белыХ шарика
- четыре полосатыХ шарика
- пять красныХ шариков.
После того, как "Х" будет звучать в окончаниях уверенно, начнём дифференцировать с прилагательными женского рода:
- два белыХ шарика
- две белыЕ сосульки.
Но это чуть позже, т. к. при алалии ребёнок испытывает трудности с определением рода имён существительных.
1 минута
339 читали