Найти тему
32 подписчика

Каковы настоящие причины скуки? Причиной пустоты, которую мы называем скукой, является не отсутствие стимуляции или социальной активности, как часто считают. Дети начинают скучать, когда их инстинкты привязанности недостаточно задействованы, а их собственная личность не заполняет эту пустоту. Это как стоять на нейтральной передаче, в режиме паузы, ждать, когда же, наконец, начнется жизнь.


Дети, способные описать свое ощущение скуки, часто говорят о чувстве одиночества, тоски и изоляции. В иных случаях их слова свидетельствуют об отсутствии процесса становления: «Я не могу придумать, чем заняться», «Меня сейчас ничего не интересует», «У меня кончились идеи», «У меня воображение не работает». Дети, не способные уязвимо почувствовать эту пустоту, ощущают апатию и разобщенность и жалуются на скуку.

Иными словами, пустота, которую часто принимают за скуку, - это результат двойного пробела, в привязанности и в становлении: во-первых, ребенок не рядом с теми, к кому он привязан и с кем ему комфортно, а во-вторых, ему недостает любознательности и воображения, чтобы проводить время в самостоятельном творчестве. Ребенок, скучающий на уроке, не желает стараться ради учителя и не интересуется излагаемым материалом.

И привязанность к учителю, и становление собственной любознательности отсутствуют. Психологическая защита ребенка от уязвимости не дает ему осознать, чем на самом деле является этот пробел, чувство пустоты у него внутри. Он верит, что скука приходит извне и является характеристикой или атрибутом ситуации и обстоятельств. «В школе так скучно, - говорит ребенок, а если он дома, - здесь нечего делать».

В идеале этот пробел должен заполняться становлением ребенка: собственными интересами, творческим одиночеством и играми, оригинальными идеями, воображением, рефлексией, персональными устремлениями. Когда этого не происходит, появляется импульс срочно заполнить вакуум чем-нибудь другим.

Скука - это то, что ребенок или взрослый человек чувствует, когда не знает истинных причин своей пустоты. Поскольку пробел ощущается так опосредованно, решение этой проблемы столь же неочевидно. Вместо того чтобы обратиться к нашим внутренним ресурсам, мы пытаемся исправить проблему внешними средствами: съесть что-нибудь, на что-то отвлечься, с кем-то пообщаться. В таких ситуациях мозг ребенка хватается за стимуляцию или социальную активность как ответ на скуку. Телевизор, электронные игры или внешняя стимуляция могут на время закрыть пробел, но они никогда его не заполнят. Как только отвлекающие занятия закончатся, скука вернется.

Из книги «Не упускайте своих детей» Гордон Ньюфелд

#книги #психология #дети #подростки #ньюфелд #гордонньюфелд #неупускайтесвоихдетей #воспитание #дружба #общение #социализация #ориентациинаровесников #скука
Каковы настоящие причины скуки? Причиной пустоты, которую мы называем скукой, является не отсутствие стимуляции или социальной активности, как часто считают.
2 минуты