Найти тему

Тихвинская водная система - история забытых шлюзов!


Тихвинская водная система одна из трëх водных систем, соединяющих Волгу и Балтийское море. Движение по ней было открыто в 1811 году, хотя задумывалась она ещё при Петре I, но денег на реализацию тогда не хватило.

Система начинается от Волги в г. Рыбинск и проходит по рекам Мологе, Чагодище, Тихвинке, Сяси в Ладожское озеро и откуда по Неве в Санкт Петербург. Длина всего пути, чуть более 900 км и это самый короткий из водных путей. В свой расцвет в середине XIX века, она включала в себя 62 шлюза при ширине чуть больше 5 метров и глубине всего 1.5 метра.

Пароходство могло осуществляться только по Неве, Ладожскому озеру, Сяси и Мологе, весь остальной путь баржи тащили на конной тяге или использовали небольшие суда, которые называли "тихвинка" и "соминка". В сутки проходило до 70 судов в одну и другую сторону.

С развитием железной дороги, соединившей Москву и Санкт Петербург, а позже Рыбинск и Петербург, значение водной системы понижалось. С развитием промышленности в начале XX веке и в связи с высокой загрузкой железной дороги, вроде бы вновь вспомнили об этих каналах, но этот период длился недолго. В 1950-е годы движение пассажирских и грузовых судов ещё осуществлялось на региональном уровне, но к 70-м годам и оно остановилось.

С тех пор шлюзы не ремонтировались и бесконтрольно разрушались. На сегодняшний день наиболее уцелевшие - Тихвинский, Курский и Ярославский шлюзы. Уровень воды в Тихвинке упал более чем на 5 метров. В особо плохом положении оказались многочисленные памятники архитектуры, расположенные по берегам реки Тихвинки и ее притоков.

Но есть надежда, что с развитием внутреннего туризма Тихвинская водная система получит новую жизнь. Уже сейчас активно обсуждается возможность восстановления шлюзов для пассажирских перевозок в рамках развития туристического направления "Серебряное кольцо"
1 минута