Найти тему
49,3 тыс подписчиков

Оказывается, между яйцами и автомобилями много общего. В чём они похожи друг на друга? Глупый вопрос? Да не скажите! И то, и другое – товар. И там, и там – «производственные цепочки».

На самом деле с экономической точки зрения речь не об этом. Проблема всем известна: цены на яйца и на мясо курицы улетели в космос. Несмотря на то, что в течение многих лет государство проводило весьма грамотную политику по поддержке наших производителей. Так, в декабре яйца стали одним из наиболее подорожавших продуктов — цены поднялись на 10–20% в 46 субъектах России. Почему? Потому что резко вырос спрос. То ли все разбогатели… То ли, наоборот, заменяют курятиной свинину и говядину.
Прокуратура на местах взялась за дело. Надо же выяснить, какая птицефабрика задирает цены. А может и вовсе картельный сговор.  «По яйцам мы достаточно серьёзно работаем» — это слова одного из губернаторов. Что сделали регуляторы? Поддержали нашего производителя? Закупили кур-несушек? Нет. Обнулили таможенные пошлины. На поставку из дружественных стран. И вот яйца покатились к нам в ручки. За первые две поставки (19 и 21 декабря) из Азербайджана ввезли 1 миллион яиц. И это только начало. Ожидаются скорые поставки из Турции. Даже Иран готов помочь.
Как это отразится на отечественных птицефабриках? Говорят, не очень позитивно. Но проблему надо решить. Здесь и сейчас. Накормить народ. И цены сбить. Вот как только рынок насытится – так и цены на яйца пойдут вниз. Могут пойти. Должны пойти. Но не завтра. Видимо, уже в следующем году. Хотя есть подозрение, что цены если и пойдут вниз, то незначительно. Курятина дорожает по вполне объективным причинам: ослабление курса рубля и, как следствие, подорожание импортных компонентов производства (в производстве яиц есть импортные компоненты, прямо как в производстве автомобилей!), вспышки птичьего гриппа, дорожающая рабочая сила (в том числе гастарбайтеров) и другие.
С автомобилями ситуация примерно та же. Спрос в течение всего 2023 года резко превышал предложение. Я говорю о платёжеспособном спросе – и об адекватных ценах на автомобили. По завышенным ценам сами пусть покупают. Дефицит автомобилей в 2022 году составил 1 миллион машин. В этом году – еще 700 тысяч. Итого – недостача 1,7 млн новых легковых автомобилей. Вот вам и причина роста цен.
   Так что автомобили, наоборот, к нам не покатили. По идее решение могло бы быть таким же, как с яйцами – обнулить (или хотя бы подрезать) таможенные пошлины на новые и даже на бэушные автомобили. Не навсегда – временно, как и на яйца. Я это предлагал ещё весной 2022 года. Но пошлины не обнулили. А утильсбор резко повысили. То есть точка рыночного равновесия ищется не путём снижения цен на товар, а путём снижения спроса. Как только упадёт спрос, цены пойдут вниз. Могут пойти. Должны пойти.
Но всё-таки. Понятно, что автомобили – это не продукты питания. С ними можно подождать. Можно и на старых поездить. Но ведь и старые дорожают – и в цене поднимаются, и содержание их влетает в копеечку. Остаётся только ждать – увеличения объёма выпуска автомобилей в России, благосклонности дилеров и затоваривания их складов. Процесс затоваривания уже пошел. Но и тут как с яйцами: если объективных причин для снижения цен нет (пошлины, налоги, импортная составляющая), то можно рассчитывать лишь на скидки, подарки и прочие уступки – но не на переписанные и приятные глазу прайс-листы на автомобили. А ведь хочется, чтобы было подешевле.
Короче говоря, пока свет в конце тоннеля не виден. Нужно что-то с этим делать, хотя бы не сейчас, а в краткосрочной перспективе. Если так продолжится и дальше, то не только возникнет проблема яиц, но и сбой в российской автоиндустрии. Пока работаем дальше.
Материал от Максима Кадакова
Напоминаю о розыгрыше трёх Лад и двух видеорегистраторов среди подписчиков - будем выбирать их среди комментирующих. У нас всё честно.
Оказывается, между яйцами и автомобилями много общего. В чём они похожи друг на друга? Глупый вопрос? Да не скажите! И то, и другое – товар. И там, и там – «производственные цепочки».
3 минуты
180 читали