12 подписчиков
АРТ-ХАЙП ИЛИ ХАЙП-АРТ?
После посещения экспозиции Магритта задался вопросом: а когда я, собственно, впервые увидел крупное собрание современного искусства? Так вот, это было в 2009 году, когда в киевском Pinchuk Art Centre состоялось открытие персональной выставки Дэмиена Хёрста, одного из самых скандальных и самого дорогого средь живущих британского художника: в 2007 году сделанный им череп с бриллиантами ушёл группе инвесторов во главе с украинским меценатом Виктором Пинчуком за 50 млн фунтов стерлингов – или примерно $100 млн.
«Реквием» стал самой масштабной ретроспективой его творчества и собрал свыше ста работ, созданных в период с начала 1990-х (кстати, иммерсивная инсталляция «Аптека» заново обрела особую актуальность во время пандемии коронавируса). Также здесь прошла мировая премьера нового цикла живописи Skull paintings, созданного в 2006-2008 годах.
Экспозиция включала работы, которые уже стали всемирно известными и передавали всё разнообразие творческого опыта Хёрста. Среди них и такие ранние культовые скульптуры, как «Заблудшая овца» (Away from the Flock, 1994), и относительно недавние – «Врата Царствия Небесного» (Doorways to the Kingdom of Heaven) – монументальный триптих с бабочками, и «Объяснение смерти» (Death Explained) – разрезанная пополам акула в аквариуме с формальдегидом. Одна из самых ранних – «Тысяча лет» (1990): в двух сообщающихся посредством отверстия стеклянных контейнерах хранится отрубленная голова коровы, в которой размножаются мухи, стоят блюдца с сахаром и подслащенной водой, которые служат им пищей, и электронная мухобойка, где мухи гибнут. 😲 Цитата посетителя, с которой я согласен: «радикально, глубоко, цинично и вызывающе». И, добавлю, с каплей чёрного английского юмора.
«Реквием» в Pinchuk Art Centre занял несколько этажей. Название касалось темы смерти и также иронически отсылало к традиционной роли ретроспективы как сводки созданных в течение жизни работ художника, который уже умер или сошёл с творческого пути. В отличие от скульптур и инсталляций, практически не отходящих в сторону от мрачной темы, живопись на первый взгляд выглядела более жизнеутверждающей. Но это обманчивое впечатление – к примеру, бабочки вполне определённо играли роль символов смерти. На выставке было огромное количество живописи: картин с теми же бабочками, «в горошек», с эффектом вращения, фотореалистических работ, увеличенных фотографий, с мазками краски, нанесённой посредством осколков стекла и лезвий скальпеля. Все эти приёмы давно стали почерком Хёрста. Однако о его отношениях с холстом до этой выставки можно было лишь строить догадки. Ходили слухи, что арт-объекты производились механическими средствами и с помощью подмастерьев… «Новые картины я сам нарисовал», – не без гордости заявил творец в интервью. 😊
Интересно, что одним из условий проведения выставки Дэмиен назвал то, что его работы можно фотографировать исключительно на фоне самого автора. Делюсь не только фотографиями, но и довольно редким видеорепортажем – в двух частях.
httpyoutu.be/...uq8tpyoutu.be/...53aS. Всё проходит в этом мире, и после мирового экономического кризиса интерес к Хёрсту подутих. Но за последний год он снова появился в новостных сводках:
- создал альтернативные обложки для всех альбомов Эминема;
- начал жечь свои работы на $10 млн (до этого продал их как NFT);
- в США Rolls-Royce сбил его скульптуру стоимостью в 3 миллиона долларов;
- на аукционе продали картину Дэмиена Хёрста с изображением Леонардо ДиКаприо за более чем £1 млн;
- тот самый череп с бриллиантами поместили в бункер Мюнхена;
- художник признался, что на самом деле та рекордная 100-миллионная сделка, о которой я упоминал вначале… сорвалась. 🥶
3 минуты
30 декабря 2023