362 подписчика
2.
Жуков все это время был в неведении. МИД и КГБ отключили телефонную связь с Белградом, а ракетному крейсеру “Куйбышев” приказали срочно возвращаться в Севастополь. Не понимая происходящего, он на самолете возвращается в Москву. В аэропорту его встречали все командующие родами войск ВС СССР и ему сообщили, что он снят с должности Министра обороны. По воспоминаниям военных Жуков пошутил: “Я надеюсь не Фурцеву назначили на мое место?” “Нет - Малиновского”, ответили военные. “Ну и Слава Богу”, произнес в ответ Жуков.
В тот же день, 26 октября Жукова пригласили на заседание Президиума ЦК, где члены президиума и военные “выпороли” Маршала по всем правилам политической экзекуции. Ни один из военных не поддержал его. Это был крах.
29 октября 1957 на Пленуме ЦК экзекуция была продолжена. Пленум единогласно поддержал снятие Жукова с поста Министра обороны и исключил из членов Президиума ЦК.
В своих мемуарах Жуков писал: что бы меня не хватил инсульт или инфаркт, я в течении двух недель принимал беспрерывно снотворное. Ушел в спячку и таким образом ушел от возможного взрыва, а он был человек горячий.
Хрущев убрал в лице Жукова одного из главных конкурентов партаппарата - армию.
Отстранение Жукова в армии было воспринято крайне негативно. На фоне продолжающихся сокращений, уменьшение пенсий, спецслужбы докладывали Хрущеву о резких высказываний военных в его адрес и даже угрозах. Для смягчения таких настроений в аппарате ЦК было предложено создать группу влиятельных военных, прошедших всю войны и ушедших на пенсию. В начале 1958 года секретным постановлением Совета Министров была создана Группа военных инспекторов, состоящая из маршалов, адмиралов, генералов армии, генерал-полковников и некоторых генерал-лейтенантов и вице-адмиралов, достигших такого возраста, когда по состоянию здоровья и перспективам на дальнейшее использование они не могут продолжить работу с полной нагрузкой. Фактически Хрущев купил высший генералитет. Им дали высокую зарплату в 600 рублей, что было выше зарплаты секретаря ЦК, дали дачу, за двумя инспекторами закреплялся один личный автомобиль с водителем.
Группу инспекторов использовали в военно-патриотическом воспитании в армии и на гражданке, а также посылали инспектировать воинские части, где возникала “буза”. Первоначально в группу были включены маршалы Ерёменко, Воронов, Пересыпкин, генералы Горбатов, Поплавский, Тюленев, Хрулев, адмиралы Исаков, Абанькин, Басистый, Левченко, Берг и другие. Для “работы” им предоставили два этажа в здании министерства обороны в Москве. У каждого инспектора был референт и помощник-адъютант (на должности подполковника). Приезжали они на работу к 10 часам утра и всего три дня в неделю — понедельник, среда и пятница. “Райская группа” - такое неформальное название получил этот институт. Эта синекура просуществовала до 1992 года.
2 минуты
22 декабря 2023