9 подписчиков
Давно хотела побывать в Петровском Путевом дворце, да все как-то не складывалось. И вот наконец 16 декабря я посмотрела во дворце премьеру иммерсивного спектакля «Две жизни Рахманинова», приуроченного к 150-летию со дня рождения великого русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Рахманинова. Почему такое название: «Две жизни»? Ответ простой: первая жизнь композитора в России до 1917г. и вторая после революции сначала в Дании, а затем в США. Сергей Васильевич отрицательно относился к советской власти, поэтому и вынужден был покинуть родину, хотя очень тосковал по ней в эмиграции. Я читала, что первые 10 лет жизни в Америке композитор не писал значительных произведений, это был творческий кризис, связанный с ностальгией по России.
«Две жизни Рахманинова» - это новый проект Москонцерта, спектакль-променад в пространстве девяти локаций Путевого дворца, где было разыграно одиннадцать сцен из жизни музыканта. В постановке представлены три сюжетные тропы: отца, матери и самого Рахманинова. Какая из них выпадет вам – неизвестно, хотя говорят, что они чем-то похожи. Мне досталась тропа Сергея Рахманинова. Это его воспоминания, это взгляд композитора на прожитую им интересную, наполненную разными творческими событиями жизнь.
Начало – это маленький Сергей Рахманинов, у которого интерес к музыке проявился в раннем детстве. Ну а как иначе, если его родители были музыкантами, первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, отец тоже был музыкально одарённым человеком. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, великолепно играл на фортепиано, выступал с концертами, сочинял романсы и фортепианные пьесы. И хотя Сергей смутно помнит деда, у него все равно остались теплые воспоминания о нем.
Затем мы очутились в гримерке Рахманинова и Шаляпина, концертмейстер играл на фортепиано, Шаляпин великолепно пел.
А знали ли вы, что Первая симфония Рахманинова провалилась с треском в Санкт-Петербурге? Это была огромная трагедия для композитора!
Сорванный урок – так называется четвертая локация. Здесь присутствовали ученики Рахманинова, которые собственно и сорвали урок. А также врач-психотерапевт Николай Даль, который лечил Сергея Васильевича от тяжёлой депрессии после провала его Первой симфонии, а также вследствие церковного запрета на брак со своей возлюбленной кузиной Натальей Сатиной.
Следующая сцена – это отъезд Рахманинова с женой Натальей за границу, практически сразу после Октябрьской революции. Я писала выше, что он вынужден был это сделать.
Шестая локация – это как раз сеанс гипноза у доктора Николая Даля. Курс лечения оказался успешным, и Рахманинов вскоре написал гениальный «Второй концерт для фортепиано с оркестром», который посвятил Далю.
А затем последовала сцена тайного венчания Сергея Рахманинова и Натальи Сатиной, - тайного, потому что царь не одобрял этот брак из-за родственных связей и не давал благословения на него. Но венчание состоялось. И это было так трогательно, как будто я и правда присутствовала на церемонии.. Свечи, иконы, фата, белое платье, священник, все как и положено на венчании..
Финал – это вообще что-то невероятное! Круглый зал, где и заканчивался спектакль, настолько великолепен, что просто захватывало дух! Танец белого и черного, добра и зла – это борьба жизни и смерти! К сожалению, все мы не вечны, но когда к Рахманинову пришли попрощаться его друзья, мама и отец, маленький Сережа, - невозможно было сдержать слез… В конце Рахманинов сказал: «Я был композитором, пианистом, музыкантом, я погнался за тремя зайцами, но поймал ли я хотя бы одного?». Я считаю, что он был гений, русский гений…
И спасибо за этот спектакль режиссеру-постановщику и автору пьесы – Марии Тихоновой!
3 минуты
20 декабря 2023