695 подписчиков
Смысл “Слова пацана” (да-да, мы не смогли удержаться, очень уж в строку).
Наконец-то в России сняли сериал про подростков, который подсветил одну из главных проблем в обществе, которая никуда не делась несмотря на желания и действия всех просветителей и образователей — а именно отсутствие в нашем обществе принимающей среды. Это больно на многих уровнях, но если взрослые научаются с этим справляться самостоятельно, а для детей ответственность за создание такой среды лежит непосредственно на родителях, то с подростками происходит полный провал. Без подобной среды полноценно взрослеть и решать подростковые задачи становится сложно, больно, а подчас и невозможно.
Что же конструктивного можно извлечь из среды, показанной в “Слове пацана”? Мы насчитали несколько принципов, которые хорошо бы забрать собой и упомнить, проектируя очередной проект для подростков:
1. Наличие честных и готовых к диалогу носителей ролевых моделей, с которыми подростки готовы взаимодействовать. В противовес фальшивым, лакированным, или попросту неактуальным в силу огромной дистанции от настоящих подростковых проблем, не учитывающих особенности их культуры и восприятия. Подросткам нужны ролевые модели, которые держат фокус на интересах подростка и культурной среды, владеют нужными технологиями, действуют из сочувствия и поддержки, но при этом понимают, куда и как направлять этот вихрь энергии в конструктивный вектор.
2. Наличие возможности влиять на правила среды. Подросткам необходимо чувствовать себя услышанными, даже если их голос или мнение на первый взгляд выглядят бредовыми. Любая форма обратной связи, которая имеет вес.
3. Наличие в среде активности, в которую подросток может уложить себя целиком, не отрезая части себя “во благо”. Подростку необходимо иметь возможность придти таким, какой он есть, быть увиденным, признанным и фигачить интересное из себя.
4. Наличие ощущения сплочённости. Подростку необходима своя группа людей, которая целиком за тебя, за тебя такого, какой ты есть - с твоими слабостями, сомнениями, агрессией, жалобами и странными привычками. За тебя, даже когда ты очевидно облажался.
Да, разумеется, всего лишь иллюзия считать, что в подростковых (и уж тем более взрослых) группировках все это, или даже часть есть. В большинстве случаев это не более чем образ. Речь не о группировках, а о взрослых, которые проектируют среды для подростков. Мы, взрослые, боимся сталкиваться с темными сторонами, пытаемся отказать им в праве на существование, стараемся обелить происходящее, залакировать, зафотошопить, цензурировать. И когда мы так делаем, мы не оставляем подростку места в этой среде. Одной из возрастных задач подростка является самоидентификация, и для решения этой задачи нужно иметь возможность предъявить себя всего.
Подобные среды были и продолжают появляться, но никогда не были массовым явлением — Упсала-Цирк, отдельные программные лагеря, короткие тренинги, клубы, театры. Но Тимуру и Маше кажется, что все еще мало кто готов принимать и признавать подростка таким какой он или она есть. Талант, одаренность, готовность к светлому будущему — пожалуйста. А все остальное, дорогой друг, заботы, огорчения, трудности положи на полочку, пожалуйста, задвинь в ящичек, не тревожь папу с мамой. Некуда, друзья, девать все это богатое содержание внутреннего мира, не говоря уже, что непонятно, как его обрабатывать.
Каждый из нас спасался как мог. Кто-то читал книжки Крапивина, фантастику или философию. Кому-то попались хорошие родители, или педагоги. Кто-то ходил в правильные кружки. Но мы никуда не можем деться от мысли, что именно в этом кроется причина отсутствия зрелых взрослых. Мы сами были лишены сред, поддерживающих наше взросление, и не умеем создавать их для наших детей. Но мы справимся. Потому что признание проблемы — первый шаг к ее разрешению
3 минуты
19 декабря 2023