5602 подписчика
Давно уже стало понятно, что просто бороться с мусоросжиганием как отрубать дракону хвост вместо голов: головы так хорошо едят, что хвост снова отрастает. Недавно в гостях обсуждали эту тему с точки зрения сжигания отходов в цементных печах.
Я предложила рассмотреть ситуацию не с позиции, что сжигание отходов — это загрязнение окружающей среды и уничтожение ресурсов, а с позиции «зачем нам цементные заводы и могут ли они обойтись без РДФ?» РДФ – это топливо из отходов, в том числе – отходов населения (для тех, кого пугают сокращения).
Итак, цементные заводы – для получения цемента.
Из открытых источников время от времени до меня долетает, что потребности в цементе растут. Т.е. сказать «долой цемент» не получится.
Процесс производства цемента у меня в голове усвоился схематично. Главное: нужны высокие температуры и специальное сырье, составляющие которого войдут в состав цемента. Возможно, что у технологов сейчас начнет дергаться глазик, но надеюсь на прощение.
При сжигании отходов решаются сразу три задачи
Отходы горят – температура повышается
Зола от сгорания становится частью цемента
Отходы не надо захоранивать
Для решения первых двух задач нужны отходы специального состава и в сбалансированных пропорциях, так что сжигать отходы в цементных печах тоже надо «с умом», т.е. принцип «бери больше, кидай дальше» не подойдет.
А теперь немного про деньги.
Чтобы использовать РДФ, на цементных заводах нужно менять котлы, т.е. требуется модернизация. Если на западе РДФ приветствуется, т.к. у них газ дорогой, а отходы надо куда-то девать, то у нас-то газ не такой дорогой. Заинтересовать цементников отходами можно с помощью субсидий на модернизацию, сырьем дешевле дров (и газа) и, наверное, какими-нибудь зелеными облигациями, возможно. Фактически, приплатить.
Мы говорим «не надо жечь отходы, это не соответствует циклической экономике, давайте меньше мусорить и больше перерабатывать».
Это прекрасный и правдивый лозунг. Но цемент по-прежнему востребован, и поэтому соблазн решать проблему отходов таким образом все равно остается. При этом цементники могут и не жечь отходы, но они будут жечь другие ресурсы, т.е. спасти ресурсы от цементной промышленности таким образом не получится.
Итак, задача из «сократить сжигание РДФ топлива» перерастает в задачу «сократить потребность в первичных ресурсах для цемента». А как?
Тут честно признаюсь, я не настолько прокачана в теме использования вторичных ресурсов в строительной сфере, но знаю – это направление бурно развивается за рубежом, и надеюсь, что изобилие строительных отходов также подтолкнет нас на эту дорожку. Важно помнить, что в проблема отходов неразрывно связана с проблемой потребления, и мыслить надо глобально. А действовать локально – отказаться от лишнего, чтобы его не пришлось потом сжигать.
2 минуты
21 декабря 2023