74 подписчика
Прошлый материал явился достаточно дискуссионным относительно возможности использования тестирования как метода оценки выше чем уровень таксономии Блума «запоминание», например, на уровне «понимание».
Теперь хотелось бы отойти от классификации тестов по внешнему формату и перейти к классификации по логико-семантической структуре.
Приведём пример всё из той же книги Шмелёва Александра Георгиевича «Практическая тестология» (Глава 3. «Разработка тестовых заданий и образцы заданий», 3.3 «Логико-семантическая типология тестовых заданий») 👇🏼
«Встает, прежде всего, задача повышения разнообразия за счет вопросов, апеллирующих к более глубоким логико-семантическим структурам знания, чем элементарная память на числа.
При разработке заданий проще всего использовать классификацию вопросов с помощью естественных их обозначений, основанных на вопросительных местоимениях естественного языка: Что? Кто? Где? Когда? Как? Сколько? Зачем? Почему? Куда? и т.п., включая менее очевидные сложные вопросы: Как называется? В каком порядке? Чем отличается? Как создается?
Я рекомендую на первом шаге давать начинающим авторам такую простую сетку, классифицирующую вопросы на 3 возможные категории (чтобы не путать эту классификацию тестовых заданий с классификацией заданий по формату, здесь использованы буквенно-цифровые обозначения типов с использованием латинских букв «LS»):
LS1) о фактах и персоналиях (Что? Кто? Где? Когда?);
LS2) концептуально-терминологические и теоретические (Как называется? Как объяснить?);
LS3) методические (Что делать? Как сделать?). Обращаем внимание, что именно задания типа «LS3» являются наиболее ценными для диагностики практических компетенций, то есть умений решать задачи.
Более полное деление на 15 категорий вопросов:
1. Фактологический вопрос по модели «Что? Где? Когда?»;
2. Персонологический вопрос по модели «Кто?»;
3. Причинно-следственный вопрос «Почему? Что следует?»;
4. Функционально-целевой вопрос по модели «Для чего/зачем? С какой целью?»;
5. Структурный вопрос по модели «Из чего?»;
6. Инструментальный вопрос по модели «Как? Каким образом?»;
7. Обстоятельственный вопрос по модели «При каких условиях?»;
8. Словарно-концептуальный вопрос по модели «Определите понятие» («Как называется? Что значит термин?»);
9. Логико-дедуктивный вопрос по модели «Что следует из данных посылок?»;
10. Концептуально-ассоциативный вопрос по модели «Заполни пропуск»;
11. Концептуально-аналитический вопрос по модели «Проведи аналогию»;
12. Задание на восстановление последовательности или структуры по типу «Продолжи ряд» («В какой последовательности?»);
13. Концептуально-семантическое задание для установления смысловой эквивалентности или близости;
14. Проблемно-операциональное задание «Реши задачу»;
15. Исключение лишнего и вопросы с «НЕ».»
💬 Данная классификация по логико-семантической структуре, на мой взгляд, поможет вам правильно выбрать вопросы для тестов по вашей теме обучения. Подробное описание классификации вы можете найти в самой книге.
❓Кстати, а возможно ли 15 категорий вопросов распределить по уровням таксономии Блума. Если да, то жду от вас примеры, коллеги.
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning
2 минуты
19 декабря 2023