Найти в Дзене

73 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть первая

Лекция 73. Пункт 18. Доклад Хрущева о “культе личности” Сталина, его авторы, цели и механизм подготовки.
1.
Хрущев специально подбирал состав съезда и работал над этим кропотливо и вдумчиво.

В последний день съезда негласно делегатам сообщили чтобы они не разъезжались, т.к. после закрытия съезда на следующий день утром будет закрытое заседание, только для делегатов. Обычно на съезде было много приглашенных от братских партий и руководителей других стран, но они в этом заседании участвовать не будут.

Решение подготовить доклад к съезду “О культе личности Сталина” впервые было принято на заседании Президиума ЦК в октябре 1955 года. До этого с июня 1954 работала комиссия, которую возглавили три человека: Поспелов, Руденко и Аристов. В апреле 1955 года, после того как было пересмотрено из 460 тысяч дел осужденных по политическим статьям более 240 тысяч, Генпрокурор СССР Руденко написал записку, что пересмотр этих дел не нашел реабилитирующих оснований и практически все приговоры приняты законно. Было признано, что реабилитации заслуживают не более 3% осужденных.

Доклад неоднократно обсуждали на Президиуме ЦК и никто особо не выступил против того, чтобы осудить культа личности Сталина. Маленков хотел провести пленум ЦК с осуждением культа личности еще в мае или июне 1953 года и фактически был первым, кто инициировал этот процесс. Но его идея была осудить культ личности как политическую практику, не пристегивая это прямо к Сталину. Таким образом Маленков хотел на юридическом и организационном уровне партийных документов закрепить принципы коллективного руководства, т.к. искусственная попытка создать нового вождя приведет к краху политического руководства. Что то подобное сделали в Китае после смерти Мао, когда ввели возрастные ограничения на занятие высших должностей в партии. Но тогда идея не была поддержана Президиумом ЦК, т.ч. и Хрущевым.

Всякий раз при обсуждении доклада его отправляли на доработку. Хрущева активно поддержал Микоян, который и подвиг его к этому решению. Самым последовательным и принципиальным противником доклада был Молотов.

Первоначально, когда было решение осудить культ личности в отдельном разделе отчетного доклада съезду, то это решение было поддержано даже Молотовым. Молотов настаивал на том, что критика Сталина должна быть взвешенной, вместе с критикой, одновременно необходимо сказать и о его заслугах. Его в этом отношении поддержали Ворошилов и Каганович. Кроме Микояна Хрущева поддержали Поспелов, Шепилов, Аристов и Суслов.

Доклад поручили готовить Поспелову, который представил Президиуму ЦК в декабре 1955 года тезисы доклада и на этом заседании было предложение сделать отдельный доклад, а не раздел отчетного и что этот доклад будет делать Поспелов. Основой доклада была информация, полученная в ходе работы комиссии Поспелова, Руденко и Аристова.

Из старой гвардии против отдельного доклада жестко выступили Молотов, Каганович, Ворошилов, а Маленков неожиданно промолчал. Уже перед съездом Хрущеву удалось провести через Президиум ЦК, что на съезде будет два доклада и оба эти доклады будет делать Хрущев. Поспелов передал Хрущеву свой вариант доклада, но он ему не понравился. Хрущев по сути дела надиктовал стенографистке свой вариант доклада и пригласил Шепилова окончательно его отредактировать. Шепилов внес достаточно серьезные коррективы по военным и международным вопросам. Чистовой вариант доклады оформляли два помощника Хрущева Лебедев и Шевченко, а также руководитель КГБ Серов.
2 минуты