18 подписчиков
Республиканский век
13 декабря в возрасте 99 лет ушёл из жизни Джон Гревилл Агард Покок, один из величайших историков XX века, яркий представитель так называемой Кембриджской школы, соратник Квентина Скиннера. Покок — один из тех героев, благодаря которым в условиях тотального господства либеральной и социалистической идеологий стал вновь возможен серьёзный разговор о республиканской традиции. Безусловно, о гражданском гуманизме писали и до него, но именно «Момент Макиавелли» 1975 года стал своего рода точкой бифуркации, импульсом к «пересборке» истории мысли. Многим, кроме того, именно эта работа открыла глаза на возможность совсем иной политики — политики, основанной на добродетели, virtu. Оказалось, что она — не преданье старины глубокой, но тщательно скрываемая часть нашей, современной реальности. Оказалось, что до общего дела — рукой подать! Оказалось, что Республика живёт именно стараниями всех тех, кто (как и сам Покок) не давал забыть о LIBERTAS. Благодаря Пококу мы увидели, что римляне, флорентийцы, англичане, американцы в спектре двух тысяч лет оказываются ближе друг другу, чем миллионы наших взаимно отчуждённых современников.
Однако Покок ценен не только как республиканский культуртрегер — уже его диссертационное исследование, впоследствии опубликованное в виде монографии, обнажило предельно важную для всех нас проблему — проблему историографии как механизма конструирования реальности. «Древняя конституция и феодальное право» (1957) — работа о том, как по-разному авторы XVI-XVII вв. создавали прошлое для Англии в зависимости от стоявших перед ними политических задач. История (и историография) Британии, конечно, была особенно дорога Пококу — занимаясь ею, он всё более ощущал необходимость для своих соплеменников в преодолении приобретённой провинциальности мышления, отразившейся в присоединении к ЕС. Всё, что писал Покок об Англии, безусловно, очень важно для русских людей. Совершенно закономерно, что некогда славянофилы испытывали особый интерес к этой державе, глубоко и тайно близкой России. Оставьте в стороне идеологические банальности и вы обнаружите, что московские палаты, вероятно, всё ещё дрожат в предвкушении союза с last living rose.
Покок, посвятивший свою жизнь поиску «подземных рек Лондона», уже при жизни вошёл для нас в круг оптиматов — тех, кому всякий человек навсегда остаётся бесконечно обязан. Вечная ему память.
1 минута
18 декабря 2023