Найти в Дзене

73 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть первая

Лекция 73. Пункт 11. Критика “культа личности” Сталина как орудие в борьбе за власть в советской верхушке.
1.
Еще при Берии начата реабилитация репрессированных и критика культа личности. Но т.к. у всего Президиума ЦК руки были по локоть в крови от личного участия в сталинских репрессиях, то этот процесс шел вяло и с большим противодействием.

Первая критика Сталина прозвучала из уст Маленкова еще на мартовском пленуме ЦК в 1953 года. Идея Маленкова состояла в том, что не упоминая имени Сталина и не разоблачая сталинские деяния, необходимо похоронить сталинский культ в теоретическом, организационном и законодательном смыслах. Для этого надо разработать и утвердить в Уставе партии и Конституции страны систему коллективного руководства. Сделать это без пафоса и самобичевания, спокойно, по деловому.

Хрущев первым осознал, что борьба с культом личности может стать серьезным орудием в руках власти. По видимому подсказку Хрущев получил от Микояна. У Микояна имелись личные причины ненавидеть вождя. На последнем Пленуме ЦК при жизни Сталина он был подвергнут вождем жесточайшей критике, обвинен в перерождении и правом уклоне. Его сын был женат на дочери Кузнецова, который был репрессирован по Ленинградскому делу и он прятал молодоженов у себя на даче.

В 1943 году в Москве была убита дочь посла СССР в Мексике Нина. Дело было замято, т.к. ее убил Владимир, сын Министра авиации Шахурина, который сразу после убийства покончил с собой. Но при расследовании убийства следствие вышло на круг их друзей: два сына Анастаса Микояна - Вано и Сергей, Леонид Аллилуев - сын племянника Надежды Аллилуевой, жены Сталина, Артем Хмельницкий - сын генерала Хмельницкого, адъютанта Наркома обороны Ворошилова, Леня Барабанов - сын помощника Микояна, Петр Бакулев - сын главного хирурга страны. Все они учились в элитной 15-й Московской школе. Из за высоких фамилий родителей Берия решил засекретить расследование и поручил его вести известному всей стране следователю Льву Шейнину.

Следствие выяснило, что пистолет Володе Шахурину передал сын Микояна Вано. А затем Шейнин нашел дневники Володи Шахурина и выяснилось, что звездные дети играли в “правительство”, но не в советское, а в гитлеровское. Они надумали создать четвертый Рейх в России. Шахурин описывал в дневнике план, который лети обсуждали на своих собраниях. Независимо от исхода войны, предположительно за Уралом, создать свой центр и оттуда начать создание сети верных людей. Помогать им продвигаться по службе и в карьере и затем захватить власть в стране.

Дальше - больше. Дома у Шахурина при обыске нашли книгу «Гитлер говорит» и прочую всякую дрянь, включая фашистскую атрибутику. Мальчишки уже не играли, а творили серьезное дело: принимали в свой «четвертый Рейх» после особой клятвы, подписанной кровью. Готовили и публичные акции: как-то скроили фашистский флаг, на тайных сборищах надевали красные повязки со свастикой и называли друг друга «штандартенфюрер» и «группенфюрер». Шахурин вообще требовал, чтобы к нему обращались не иначе как «фюрер». На своем первом сборище в апреле 1943 года, Шахурин был одет в неизвестно где и как добытый фашистский китель.

Все они были арестованы и сразу же дали признательные показания. Берия подробнейше доложил обо всем Сталину, в том числе и то, что Сталина они называли “наставником”. Вождь произнес одно слово: “Волчата…” и дал команду Берии “«Погублено две жизни. Не будем увеличивать». Мальчишки отделались легким испугом и были высланы из Москвы в города Сибири, Урала и Средней Азии под поручительство родителей на один год.

Микоян затаил обиду и таким образом решил “отомстить” мертвому вождю. Микоян свел Хрущева с человеком, который рассказал об ужасе сталинского ГУЛАГа, о чем он сам написал в своих мемуарах.
3 минуты