Найти тему

Это ТЕМПОВАЯ ЗАДЕРЖКА речи или все-таки АЛАЛИЯ?

Такой вопрос мы решали, когда думали, почему не идёт развитие речи у моего маленького ученика из Греции. Александросу было всего 2 годика, когда мы познакомились. Первая мысль была: "В семье звучит 3 языка, немудрено, что мальчик никак не может заговорить."
Ему нравилось катать машинки, был указательный жест. Это обнадеживало. Но мама волновалась. У нее трое детей, следовательно, материнский опыт солидный. Поэтому я прислушалась к её опасениям, наверняка не просто так что-то в поведении сына тревожило маму.
Лучше начать пораньше активизировать речь. Если это темповая задержка, пойдёт всё быстро и маме не нужно будет волноваться. Однако через 2 месяца стало ясно, что "проскочить" не удалось. Очень тяжело вызывали первые звуки, о закреплении в произвольном произношении не шло и речи. Буквы сильно помогали Александросу, спустя ещё пару месяцев в речи появились спонтанные звуки и слоги. Но так как они никак не связывались с предметным словарём, то постоянно ускользали. Было два-три периода, когда мальчик замолкал на 1-2 недели. Это частое явление у детей с алалией. Не удаётся привязать звук или слог к общению, всё уходит. Как хорошо, что мы не стали дожидаться 2,5 лет! Полгода работы начали давать результат. Александрос начал произвольно называть буквы. В слог пока не сливает, на этом нам ещё предстоит сосредоточиться. Наконец-то пошло первое обозначение предмета словом.
Вот сообщение мамы, которое меня очень порадовало:
"Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Вчера Александрос сказал первое осознанное слово. Он увидел рисунок кошки и сказал К-О-ТЬ🫣там не было написано кот)"
Это принципиальный момент: пошло формирование предметного словаря. Причём образ кошки сразу вызвал в памяти мальчика нужное слово, не было опоры на буквы. Важно, что эта связь служит сигналом наступления определённой фазы созревания речевой коры. А значит, слова будут появляться и дальше.
Однако помним, что алалия до появления фразовой речи не даёт расслабляться. Слоги и дальнейшие слова сами по себе пока не будут появляться. Над ними ещё предстоит потрудиться. Но когда есть первый результат, работа над речью начинает приносить радость. Александросу только 2,5 года, прекрасный возраст для возможности развития полноценной речи. Будем работать дальше.
Это ТЕМПОВАЯ ЗАДЕРЖКА речи или все-таки АЛАЛИЯ?   Такой вопрос мы решали, когда думали, почему не идёт развитие речи у моего маленького ученика из Греции.
00:27
1 минута
656 читали