Найти тему

Я уже когда-то писал, что мне посчастливилось несколько лет назад включиться в небольшую группу неформального изучения реляционного психоанализа.


Группу эту организовали мои гениальные (как терапевты и как организаторы!) коллеги - Александр Левчук и Элина Рыженкова, а ведет ее замечательный реляционный аналитик Мэтт Эйбел.

Эта группа - непрерывная и стройная череда еженедельных глубоких встреч наполненных теоретическими обсуждениями, разбором статей и супервизиями.

Но вчера ритмичность была немного нарушена)

Состоялась внеочередная (воскресная)) встреча группы (кстати, я забыл сказать, что состоит группа из психотерапевтов разных подходов - реляционные аналитики, спотницевцы, экзистенциальные аналитики, лаканианцы, гештальт-терапевты) и на эту внеочередную встречу к нам пришел Роберт Гроссмарк.

Это очень известный в реляционных (и не только) кругах аналитик, автор множества статей и книги о «ненавязчивом реляционном аналитике».

Мне захотелось рассказать о нем, потому что я в очередной раз убедился, что современный психоанализ (по крайне мере в реляционном его варианте) это подход чрезвычайно близкий к современной гештальт-терапии.

Близкий, но не подобный!

Да, у нас разные теоретические основания и концепции, у нас не во всем схожие философские воззрения, у нас порой сильно отличается техника работы, но тем и лучше!

Главное, что диалог между нами возможен и он уже идет.

А в качестве «пруфов» - вот фрагмент виньетки из статьи Роберта. Предполагаю, что он будет очень понятен нашему гештальтисткому уму и сердцу.

И вот, спустя четыря года такой работы четыре раза в неделю он пришел на сессию и, казалось, не мог решить, что он хочет мне рассказать. Он пожал плечами и безмолвно простонал.

Я простонал в ответ похожим образом. Он издал звук, означающий что-то вроде «и что теперь?». Я ответил звуком. Он издал гневный звук. Я тоже. Так мы и продолжали добрые 15 минут, просто издавая звуки вместе. В какие-то моменты это было довольно забавно, и я думаю, мы были очень довольны собой, что оказались такими креативными.

Но, что удивительно, мы также издавали звуки грусти и боли, и вместе с ними вызывали настоящие эмоции. Он рассказал мне об одном произведении саунд-арта – инсталляции, в которой использовался динамик, издающий диффузные звуки. Он имитировал эти «голосовые волны».

Он рассказал мне, что на Центральном вокзале, внизу, рядом с устричным баром, есть место, где, если вы стоите в одном углу, а кто-то стоит в противоположном, вы можете говорить шепотом, и собеседник вас ясно услышит, несмотря на весь шум вестибюля. Потолок там имеет определенную форму, которая передает звук. Мы продолжали издавать звуки друг с другом.

Наши звуки казались все более траурными, глубокими, басовитыми, и один из нас – не помню, кто именно (что неудивительно) – сказал, что это похоже на общение китов под водой.

Мы посмотрели друг на друга, и нас осенило одно и то же: мы создали околоплодную среду, и мы были близнецами, безмолвно связанными через эти волны.

Я считаю, что это погружение во внутренний мир, во тьму, вместе с пациентом во взаимной регрессии, в отличие от комментирования и стремления к пониманию извне. Это психоаналитическое сопровождение. (перевод - Александр Левчук)
2 минуты