22 подписчика
В прошлый понедельник мы рассказывали о двух «догматических» интерпретациях диалога Платона «Теэтет» и упоминали, что анонимный комментатор этого текста опирается на определение знания, данное в «Меноне». Но самые внимательные читатели могли заметить, что, вообще говоря, текст Анонима немного отличается.
Аноним пишет, что знание — это δόξα ὀρθὴ δεθεῖσα αἰτίᾳ λογισμοῦ, а в «Меноне» (98a3-4) вместо этого читаем αἰτίας λογισμῷ. В русском переводе С.А. Ошерова речь идет о мнениях, связанных «суждением (λογισμῷ) о причинах (αἰτίας)». Комментарий Анонима на русский не переведен, но, если кратко, там все наоборот: не «суждение о причинах», а «по причине рассуждения» или «ответственность за рассуждение».
Мало ли что написал анонимный комментатор, если вся рукописная традиция читает иначе? Оказывается, это нам не совсем безразлично, потому что Трасилл, издавший диалоги Платона, вполне мог вмешиваться в текст (что было в порядке вещей у античных, да и у современных редакторов). А если так, то комментарий — раннее, еще дотрасилловское свидетельство о состоянии текста.
А что предпочесть в таком случае? Вопрос сложный, и ответ на него зависит от того, как мы понимаем учение Платона о познании. Обычно говорят о том, что правильное мнение становится знанием, если его сопровождает понимание причин. Если вы думаете, что на предпоследнем слоге острое ударение, но не можете объяснить, почему — увидимся на пересдаче. Добавьте причину — и вуаля, вы знаток.
Нам такая логика понятна, но вот проблема: в «Меноне» это совершенно никак не объясняется. И больше в платоновском корпусе такое определение не встречается. Зато в «Меноне» есть концепция «припоминания» — и чтобы приобрести такое знание, надо очистить душу от ошибочных мнений. Пройти через очищающую серию сократических опровержений, например, то есть рассуждений — λογισμοί. Человек, который один раз проделал такой путь, дальше может и сам задавать вопросы -- взять на себя ответственность (αἰτία) за рассуждение.
Поэтому некоторые исследователи склонны считать, что именно текст анонимного комментария отражает исходную мысль Платона. Мы не уверены, но все равно решили вам рассказать. Источник добавим в комментарии (см. главу 4) #книги #платон #теэтет
1 минута
11 декабря 2023