69 подписчиков
Любовница, которая вызывала уважение у окружающих.
Друзья, как вам откровения фрейлины эпохи сразу двух императоров? Продолжим экскурс в придворную жизнь?) Итак, Анна Тютчева никого не щадила в своих воспоминаниях. И сурово обличала неверность и легкомыслие сильных мира сего.
Однако одной любовнице она даже сочувствовала. Любовнице Николая I. Сам Николай для Анны был существом почти божественным, Юпитером - громовержцем, рыцарем без страха и упрека.
Варвара Нелидова (опять выпускница Смольного!) была женщиной, которая и заменила в некотором отношении этому Юпитеру-громовержцу супругу.
Так нередко бывало, что после многочисленных родов врачи рекомендовали главе семейства спать с женой раздельно. Николаю было около 40, мужчина в самом расцвете сил. Конечно, императрица тяжело страдала, но мужественно приняла необходимость делить мужа с другой женщиной.
Анна испытывала к Нелидовой уважение и почти жалость. Та не пользовалась своим положением, вообще о романе никто толком ничего не знал.
«Её красота, несколько зрелая, тем не менее ещё была в полном своем расцвете. Ей, вероятно, в то время было около 38 лет. Известно, какое положение приписывала ей общественная молва, чему, однако, казалось противоречила её манера держать себя, скромная и почти суровая по сравнению с другими придворными она тщательно скрывала милость, которую обыкновенно выставляют на показ женщины, пользующиеся положением, подобным её. Причиной её падения было ни тщеславие, ни корыстолюбие, ни честолюбие. Она была увлечена чувством искренним, хотя и греховным, и никто даже из тех, кто осуждал её, не мог отказать ей в уважении…».
Полную уверенность в том, что роман между царем и Нелидовой действительно был, Анна получила во время предсмертного прощания Николая I со своими близкими.
«Только теперь, при виде ее, я поняла смысл неопределенных слухов, ходивших во дворце по поводу отношений, существовавших между императором и этой красивой женщиной, отношений, которые особенно для нас, молодых девушек, были прикрыты с внешней стороны самыми строгими приличиями и полной тайной.
В глазах человеческой, если не Божеской, морали эти отношения находили себе некоторое оправдание, с одной стороны, в состоянии здоровья императрицы, с другой — в глубоком, бескорыстном и искреннем чувстве Нелидовой к императору.
Никогда она не пользовалась своим положением ради честолюбия или тщеславия, и скромностью своего поведения она умела затушевать милость, из которой другая создала бы себе печальную славу.
Императрица с той ангельской добротой, которая является отличительной чертой ее характера, вспомнила в эту минуту про бедное женское сердце, страдавшее если не так законно, то не менее жестоко, чем она, и с той изумительной чуткостью, которой она отличается, сказала императору:
«Некоторые из наших старых друзей хотели бы проститься с тобой: Юлия Баранова, Екатерина Тизенгаузен и Варенька Нелидова». Император понял и сказал: «Нет, дорогая, я не должен больше ее видеть, ты ей скажешь, что я прошу ее меня простить, что я за нее молился и прошу ее молиться за меня».
Те 200 тысяч, которые император завещал своей возлюбленной, она отправила целиком на благотворительность. Дама оказалась достойна своего рыцаря.
Фото: Варвара Нелидова
О любовнице императора, которую не простили даже после свадьбы и смерти императора: здесь dzen.ru/...651 здесь dzen.ru/...0c9 и здесь dzen.ru/...72e
#романовы #история #отношения #любовь
2 минуты
10 декабря 2023