30 подписчиков
«Слово пацана»
Начала писать после первых серий, сейчас уж посмотрела все вышедшие, но менять текст не буду…
У каждого свои воспоминания о 90-х, мне не нравилась их романтизация, возможно, после сериала ее будет меньше.
Посмотрела первые две серии в компании с сыном и мужем. И буду смотреть дальше. Потому что он очень точный, и не только потому, что написан по реальным событием, а просто многое объясняет.
Тигран сначала не хотел смотреть со мной, потому что герои - ровно мое поколение, в начале 90-х я заканчивала школу, в 1992-м поступила на журфак. И пусть жизнь девочки из интеллигентной семьи в Москве отличалась, но фильм показывает, что дело было вовсе не семье, в фильме есть герои из семей финансово обеспеченных даже по тем временам.
Муж, который сначала тоже не собирался смотреть, втянулся и произнес важную мысль: от бесконечных стычек и уничтожения друг друг следующее поколение спасли… компьютерные игры. Дети 90-х стали последним поколением, взращенным улицей и ее опасной романтикой. Муж, который младше на десять лет, эти стенка на стенку и страх ходить не в своей район, застал уже по касательной, но тоже столкнулся.
Я смотрю сериал и думаю: как меня от всего пронесло? Это был период максимальных комплексов девочки-подростка, которая считала себя уродиной и очень хотела нравиться. А нравиться кому-то популярному на улице - это ж топ. Я рвалась сама в «плохие» компании - у меня еще синдром спасателя был - но меня словно выплевывало, и я оставалась наблюдателем.
Екатерина Сокольская, психотерапевт, которую я много слушаю последнее время, любит такую историю про женщин, которые боятся знакомств:
⁃ Вот если ты пойдешь по тропинке, а там маньяк?
⁃ А я не пойду по этой тропинке…
Я себе эти тропинки настойчиво искала - до сих пор разбираюсь с психологом на тему склонности к саморазрушению. Тем более она у меня семейная - папа в те времена тоже влез в бандитские игры, и не ради бюджета семьи, наверное, тоже хотел себя чувствовать стоящим пацаном. А мог в Америку уехать по научной линии и продолжить научные изыскания.
Я училась на журфаке и каждое утро ездила на Моховую от метро Проспект Вернадского. Добраться до метро можно было на автобусе, которого попробуй дождись, так что обычно я ходила полчаса пешком - я ж ещё все время пыталась худеть. Так вот, буквально каждый день по пути останавливалась машина и меня предлагали подвезти. И я почти всегда соглашалась. В моей голове ничего не щёлкало, никаких маминых, что категорически нельзя садиться в машину к незнакомцам. У меня похоже фантастический ангел-хранитель, я ни разу не попала в опасную ситуацию. Иногда говорила «спасибо, мне пешком», может чувствовала что-то не то? Может, конечно, я выглядела настолько ботаничкой, что у всех владельцев машин по пути улетучивались дурные мысли. Ведь останавливались они в основном из-за красивых ног, я почти всегда носила мини. Хотя телефоны оставляли и однажды вечером позвали в злачный Орлёнок, потом там сделали гостиницу Корлстон. В 90-е это было бандитское место, о чем я не подозревала, и приехала с подругой. Она меня оттуда утащила домой под предлогом «мы в туалет», но историю вспоминает до сих пор.
Я очень хорошо понимаю, почему смотрят «Слово пацана». Для поколения конца 80-х и 90-х это жесткая терапия. Без романтики «Бригады» и «Бандитского Петербурга». После шестой серии мне не спалось, потому что я понимаю: травить изнасилованную девочку было нормой. А кое-где останется нормой до сих пор.
Мне повезло остаться наблюдателем. И со стороны четко видно: это не норма.
2 минуты
10 декабря 2023