15 подписчиков
Кровь на асфальте
На выходных посмотрел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», о котором везде сейчас говорят, и неожиданно для себя нашёл своеобразное переплетение с мыслью Мамардашвили. Но по порядку.
Сериал повествует о старом добром ультранасилии в духе «Заводного апельсина». Главный герой – казанская версия Алекса: хулиган, любящий классическую музыку. Пальто (так зовут главного героя), как и Алекс, раскрывается как наиболее интеллигентный молодой человек из преступной группировки. Так думают и сотрудники милиции, постоянно говоря ему фразы в духе: «Ну ты же нормальный»; «Ты не такой, как эти». Но Пальто остаётся верным улице. Верность эта обусловлена тем, что именно те хулиганы, к которым примкнул Андрей Васильев (настоящее имя Пальто), защитили его от школьных буллеров, которые в свою очередь состояли в другой группировке.
Насилие в фильме, начинаясь со школьного буллинга, становится всё масштабнее, развиваясь по принципу зуб за зуб, око за око. Так и Пальто, изначально не будучи жестоким, оказывается в этом засасывающем кругу насилия. Это сближает его уже не столько с Алексом из «Заводного апельсина», сколько с Майклом Корлеоне из «Крёстного отца». Андрей не получает удовольствия от насилия, как Алекс, скорее обстоятельства вокруг него сложились так, что он вынужден повторить путь Майкла и вступить в казанскую уличную мафию.
Оказавшись однажды в этом цикле насилия, из него становится крайне трудно выйти. Драматургия сериала выстроена таким образом, что мы сначала сталкиваемся с невинной жертвой. Далее эта жертва мстит, становясь менее невинной. Затем мсятщему мстят те, кто стоит за мстимым. И каждый новый виток этой спирали насилия становится более жестоким, чем предыдущий, трансформируясь от школьного буллинга до уличных разборок, tolchoking и dratsing под саунтрек "Ласкового мая" и "Аигел" вместо Людвига вана.
И здесь я вижу то, о чём много раз говорил Мераб. Смыслом истории (и индивидуальной жизни) он считал извлечение опыта. Из масштабных исторических событий (типа мировых войн) важно извлекать опыт как что-то, что мы можем унести с собой в будущее. "Из ада узнать ничего нельзя". Поэтому если мы ничего не узнаём, то мы оказываемся обречены на дурную бесконечность и вечное повторение одного и того же. В нашем случае – на вечный цикл насилия.
Сериал работает на то, чтобы ты болел за универсамовских (группировку, в которой состоит Пальто), потому что с одной стороны их показывают, как наиболее человечных, что позволяет закрывать глаза на их преступления, а с другой – насилие, совершаемое по отношению к ним, становится всё более кровавым, что и создаёт эффект того, что они начинают казаться чуть ли не благородными уличными рыцарями, а их месть становится праведной. Но праведным здесь будет только милосердие, которое может стать актом извлечения опыта, о котором говорил Мамардашвили.
Впрочем, ожидать милосердия от казанских группировок 80-х было бы наивно. В «Крёстном отце» главы мафий решили прекратить круг насилия, когда отцы потеряли своих сыновей. И это перемирие не продлилось долго. Мафия к третьему фильму трилогии воспроизвела сама себя уже во втором поколении. Скорее всего, нечто подобное и будет происходить в «Слове пацана».
2 минуты
10 декабря 2023