Найти тему
149,5 тыс подписчиков

Мыс Хобой у оконечности священного байкальского острова Ольхон противолежит гора Зундук, почти белая в солнечный день и почти чёрная в пасмурный. Зундук отделяет от внешнего мира степь Зама, где живёт несколько сотен бурят, в основном в сёлах Зама и Онгурён (400 жителей) за полсотни километров друг от друга. В совокупности два эти названия возводят к "зам унгэрээ" - Конец Дороги. Там электричество по сей день подаётся только от генератора, на сельских улицах нередкий гость медведь, а среди изб Онгурёна стоит невесть как уцелевший локомобиль середины ХХ века.


Наконец, ещё через полсотни километров грунтовая дорога окончательно упирается в мыс Хыр-Хушун, у русских, по соседней речке Рите, превратившимся в Рытый мыс. Там - кажется, самое святое и запретное место Байкала: женщинам нельзя подходить к мысу ближе, чем на 7 километров, мужчинам - заходить в распадок Риты, и даже у шаманов был свой стоп-знак в виде одинокого кедра. Долина Риты слыла домом Ухэр-нойона - повелителя всех ветров Славного моря, самого доброго и самого страшного бога для тех, чья жизнь зависела от рыболовства. Вероятно, с ним буряты-эхириты отождествляли Чингисхана - мыс Рытый входит в список его мифических могил.

Ещё дальше на двести километров до северной оконечности озера тянется безлюдный неприступный горный берег. Над ним, но с другой стороны гор, у перевала Солнцепадь зарождается Лена. Раньше теми берегами можно было полюбоваться с рейсовой "Кометы" Иркутск - Нижнеангарск, но и её несколько лет назад отменили.
1 минута
2081 читали