56 подписчиков
В ответ на пост
блестящая красота Антигоны (к вопросу об объекте)
ещё один пассаж от Лакана про блеск, отражающий траекторию продвижения теории объекта:
Пересекая эту зону [смерти[второй], посягающей на область жизни, и жизни, вступающей во владения смерти], луч желания отражается и преломляется одновременно, оказывая тем самым то удивительное, совершенно особое действие, которое и есть воздействие прекрасного на желание.
В результате желание в дальнейшем как бы удваиваивается. Нельзя ведь сказать, что вследствие восприятия красоты желание гаснет - нет, оно продолжает следовать своей дорогой, но тут-то и рождается в нем как раз чувство, что оно попало в ловушку -ловушку, воплощенную той зоной сияния и блеска, в которую оно позволило себя увлечь. С другой стороны, ему прекрасно известно, что реальнее всего вызванное им возбуждение переживается там, где оно оказалось не преломлено, а отражено, отторгнуто. Но там-то как раз никакого объекта нет.
Откуда и берут начало два лика желания. С одной стороны, то угасание или усмирение желание под действием красоты, на котором так настаивал Св. Фома, цитированный мной здесь на прошлом занятии. С другой, тот разрыв с объектами, на котором настаивал в Критике способности суждения Кант.
Лакан Ж. Семинар VII, глава 19
(нужно не забыть ещё включить в качестве одного из пунктов этой траектории комментарии знаменитого блеска, чарующего неклассифицируемую душу Панкеева)
1 минута
7 декабря 2023