13,1 тыс подписчиков
Сенсомоторная алалия долго "аукается" ребёнку. Ваня, а ему уже 9 лет, хорошо говорит, успешно справляется с программой коррекционной школы по типу 7.2, однако отголоски СМА ощущаются до сих пор. Любой вопрос, заданный нестандартно, сбивает с толку. Чуть-чуть в сторону от привычной подачи материала, тут же идёт лексический или грамматический срыв.
Отправляли на уроке животных в места их привычного обитания. Кажется, все давно изучено. Перед Ваней лежит карта мира (он хорошо по ней ориентируется), задание простейшее: для начала вспомнить, где живёт крокодил.
Но вопрос я задала иначе: "Куда отправится крокодил?".
Всё, на этом мы и застряли.
Думаю, "виноват" глагол "отправится". Ваня пытался сориентироваться в течение нескольких секунд, пришел к выводу, что речь идёт о движении, нашел очевидный для него ближайший объект и выдал ответ: "Крокодил отправится В-НА улицу." Мало того, что мое постукивание карандашом по Африке на карте мира ему не помогло, так ещё и грамматически он спустился на пару речевых уровней, соединив в "сцепку" два предлога. Часто́тные предлоги давно вошли в речь Вани, не делает он ошибок в их использовании, а тут такой сбой!
Ну что делать, надо как-то дотянуть крокодила до места. Задаю следующий вопрос, уже в знакомой "упаковке", ещё и карту Африки подвинула поближе к Ване: "Где живут все остальные крокодилы, куда хочет наш с тобой крокодил." Тут ответ прозвучал мгновенно, НО снова не туда, сбило количество крокодилов: "Этот крокодил дружит с другими крокодилами." Увидев расстроенное выражение моего лица, Ваня быстренько делится всеми "файлами" о крокодилах: "Они любят плавать в воде и едят мясо!" Тут уж я справилась с эмоциями, согласилась со всеми этими фактами и мягко подвела Ваню к ответу "в Африке." Для себя сделала заметки, что нужно уделить внимание приставочным глаголам и пройтись по основным "сцепкам" предлогов, чтобы проследить, где они остались в слитном виде.
Вывод: как можно чаще, желательно на каждом уроке, использовать хотя бы в одном задании нестандартные вопросы. Для этого берём приставочные глаголы (они очень сбивают детей с СМА) или меняем привычный порядок слов в предложении. При этом не забываем о чувствительности ребенка к оценке правильности его ответов. Слезы нам не нужны, наша цель расширить речевые навыки, а не расстроить ученика.
1 минута
7 декабря 2023
622 читали