Найти в Дзене
44 подписчика

Как воздержание в еде влияет на душу?


Всякий человек по взгляду православной аскетической традиции является трехсоставным: дух, душа и тело. Про телесный пост достаточно много рекомендаций и у некоторых создаёт впечатление, что Богу важно то, что лежит у тебя в тарелке. Но, это не так. "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся" (Ис. 58:6 - 7) - вот что для него важно. А для нас важно научиться управлять силами своей души, чтобы из злого, жадного и завистливого стать добрым, щедрым и благодарным. Поэтому воздержание в пище это первое, самое понятное для всех людей упражнение. Что же в душе? А душа (которая тоже условно-трехчастная) состоит из разума, воли и сердца, и им соответствует три силы мысли, желания и чувства, которые можно объеденить в одно понятие - помыслы. Потому, что когда появлется мысль (желание, чувство), то в работу включается и остальные две. Возникает напр. мысль "а не сделать ли ..." и тут же возникает некое сопутствующее чувство приятия/неприятия и желание или не желание это делать. Соотвтественно, чтобы устроить пост для души нужно начинать различать свои помыслы. Чтобы их проверить на правильность, нужно знание Священного Писания в котором изложена воля Божия. Напр. возникло желание иметь машину, а помысел говорит, что можно деньги стырить и купить желаемое. Тут надо бы вспомнить заповедь "не укради" и отбросить помысел. Но, не всё так бывает очевидно и помыслы порой намного сложносочинёные и лукавые. Как быть тут? У опытных "чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Ев. 5:14) Т.е. сразу всё по полочкам не разложишь. Нужен личный опыт, нужен опыт тех кто прошёл этим путём (Церковь их называет святыми), нужно читать и вникать в смысл слов Бога изложенных в Ветхом и Новом Завете. Это первый этап. Второй этап это отсечение греховного помысла, если всё-таки удалось его выявить. Часто не так просто отказаться от помысла который уже вошёл в душу и успел ей понравиться. Т.е. если об этом не помышлять, то вроде и желания не возникает. А если уже погонял его в уме, то скорее всего этот помысел будет владеть тобой, а не ты им. И тут есть один верный способ для борьбы с любым помыслом на любой стадии его развития (об этих стадиях напишу позже). Это начать внимательно молиться. Многие помыслы всеваются лукавыми бесами, и так тонко, что человек с уверенностью принимает их за свои. в этом их (бесов) главное преимущество. Так вот начав молиться человек призывает в помощь Бога, Который посылает свою силу (благодать) и с Его помощью человек одерживает эту победу. Обычно для этой борьбы используют краткие молитвы произносимые часто, такую как например Молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня!" На ней проще сосредоточить своё внимание и не рассеятся в многих словах. Об этой технике отражения помыслов написанны целые тома книг и конечно эти книги пыляться на полках церковной библиотеки. Почему? Потому что это серьёзная борьба, требующая внимания, понимания и усердия. А вот прийти в храм и поставить свечку в случае необходимости это просто, и не требует душевного напряжения. Более того это не требует и нравственного усилия, и человек может пойти ограбить и убить и на обратном пути зайти в храм и поставить свечу за упокой убитого.
2 минуты