Найти в Дзене
3 подписчика

Хоровая культура после 1917 года часть 4


Большое внимание уделяется инструментальному сопровождению.
Изменение эмоционального тонуса в 30-е годы проявилось не только в предпочтении текстов определенного характера (русская классическая лирика), но и в выборе соответствующих выразительных средств. Ясная, глубокая по мысли и совершенная по форме поэзия Пушкина и других композиторов-классиков заставила композиторов и в музыке искать простоты и ясности.
В 80-е годы наряду с традиционными, проверенными временем приемами и средствами музыкального языка советские композиторы в русле общемировой тенденции обратились к использованию атонального и внемелодического письма. Эта тенденция проявилась очень опосредованно, не теряя своего подчиненного характера.
Советские композиторы попытались переосмыслить и соединить хоровую звукопись с традиционными для каждой национальной культуры певческими формами хоровой музыки, хорового мышления.
Наблюдаются попытки включения отдельных нетрадиционных элементов в традиционную гармоническую ткань хорового произведения. Наиболее простой случай – эпизодическое вкрапление хоровой мелодекламации. Так, например, в хоре В. Рубина «По буквари» на слова Н. Некрасова убедительно с образной точки зрения и логично с конструктивной воспроизведена пестрая звуковая картина базара с его беспорядочными криками, с неразборчивым гулом голосов. В других случаях хоровая мелодекламация служит контрапунктом мелодии, простейшему одноголосию или двухголосию, как, например, в хоровом концерте В. Салманова «Лебедушка». Более сложный случай – включение высотно-неопределенных звуковых комплексов в тонально организованную музыку для хора. Как звукоизобразительный прием или как средство динамического нагнетания или выражения высшей кульминационной точки композиторами часто используются так называемые «заполнения» (кластеры) или плавающие аккорды (аккордовые глиссандо).
Своеобразным проявлением «ответной реакции» на новые приемы у некоторых советских композиторов стали эксперименты со звуковым, тонально-высотным переосмыслением этих приемов. Атонализм привел к крайней степени хроматизации звуковой системы. Алеаторические «звуковые пятна», кластеры по своему наполнению, звуковому составу чаще всего представляют собой сложенную в вертикаль хроматическую гамму или ее отрезок. Такой звуковой комплекс естественнее, более органично сочетается с двенадцатизвуковой системой организации всех остальных звуковысотных элементов композиции – мелодии, гармонии, контрапункта.
Те композиторы, которые предпочитают диатоническую ладовую основу для своих композиций, используя тот же прием «заполнения», стремятся его подчинить выбранной звуковой системе. Отсюда – частичная или полная «диатонизация» атональных по природе приемов.
Так, Г. Свиридов свой кульминационный аккорд «вознесения» в хоровом концерте памяти строит по принципу кластера, однако по своему звуковому составу этот кластер представляет собой мажорный ундецимаккорд второй ступени, а эффект заполнения создается благодаря тесному расположению верхних голосов (divisi сопрано и альтов).
В конце советского периода было заметно стремление композиторов обновить все элементы хоровой музыки. Главное направление поисков – обновление музыкальной лексики, мелодики за счет обращения к фольклорному материалу, к разным «историческим стилям» музыки, к мелодике современного инструментализма и т. д.
Другое направление поисков – обновление хоровой фактуры. Основное здесь – стремление к максимальному разнообразию приемов изложения материала, к красочности, колоризму или контрастности, сопоставлению типов хоровой фактуры. Или, наоборот, к подчеркнуто аскетичной черно-белой графике двухголосия. Сущность стиля хорового письма того периода заключается в различных комбинациях приемов, накопившихся в практике европейского, в том числе и русского хорового многоголосия, включая новые приемы письма, сложившиеся на атональной и внемелодической основах.
3 минуты