3 подписчика
Хоровая культура после 1917 года часть 1
Становление советской вокальной музыки шло долгим и нелегким путем. В этот период на первый план выдвигается тенденция к максимальному расширению его содержания, образного строя, музыкально-стилистических приемов. В первые годы становления советской музыки тематика вокальных жанров была ограничена двумя противоположными линиями: гражданственной и лирической. В дальнейшем обе эти линии развивались, обогащаясь, постепенно сближаясь и проникая друг в друга. Первая из них связана с воплощением в музыке героических событий, граждански значимых тем, рожденных современностью. Вначале это имело несколько упрощенный характер, так как описывались события любые, не исключая самых грубых и будничных. Музыка в данном случае, являлась средством пропаганды политических идей. Впоследствии круг тем расширяется. Так в послереволюционные годы появляется вокальный «плакат» А. Давиденко, посвященный Ленину, который перенес в вокальную музыку интонации ораторской, митинговой речи. Это же встречается в монологе Б. Шехтера «Когда умирает вождь» и в монологе В. Белого «Двадцать шесть». В хоровой музыке эта тенденция претворялась на основе обработок революционных песен. Здесь также сильна абстрактная плакатность, лозунговость, с помощью которой композиторы стремились выйти к широкой массовой аудитории.
Гражданская тема приобрела большую значимость во время Великой Отечественной войны. Тема войны очень широка. Это – и тема родины, и тема веры в торжество справедливости, несмотря на все страдания и трудности. Особенно выделяется созданная в это время песня Ал. Александрова «Священная война», а также многие песни В. Соловьева-Седого и др. композиторов.
Развитие героической темы продолжается и в послевоенное время. Помимо этого героико-гражданская тема приобрела актуальное значение в связи с новой темой, вошедшей в советское искусство, – темой защиты мира.
К ней присоединяется и тема борьбы за освобождение угнетенных народов. Так возник хор Д. Кабалевского «Бьет последний час», посвященный памяти Патриса Лумумбы, или хор «Вьетнамский друг» В. Мурадели.
В некоторые произведения на граждански значимые темы начинает проникать лирическая струя. Так, образы Советской Родины и мирного труда советских людей выступают в хоровых сочинениях Д. Васильева-Буглая преимущественно в лирическом преломлении.
В 70 – 80-х годах эта тенденция все более прогрессирует. Сохраняется тема народа, ленинская тема, революционная и военно-патриотическая темы. Но воплощение их характеризуется новыми чертами. Если раньше в художественном решении этих тем в хоровой музыке преобладал эпический стиль (ода, гимн или кантата торжественно-юбилейного характера), то в последующее время наметилось стремление найти иной поворот темы. Как одну из новых тенденций здесь можно отметить стремление к лирическим формам высказывания. Лирическое преломление ленинской темы наблюдается в хоровом цикле «Верность» Д. Шостаковича на стихи Е. Долматовского. Художественному решению такой темы в лирическом плане соответствует и выбор жанра – баллады, поэмы («Поэма о Ленине» Б. Кравченко, «Пять лирических поэм на стихи поэтов-революционеров» П. Сидельникова).
Лирика как личностная, монологическая форма высказывания дает возможность показать общее, общенародное через единичное, индивидуальное, например, воплотить патриотическую тему Великой Отечественной войны через судьбу отдельного рядового солдата, как это делает Родион Щедрин в хоре «Я убит подо Ржевом» на слова А. Твардовского.
Знаменательным стало в 80-е годы появление хоровой лирики, в которой нашли выражение философские размышления о человеческой жизни, ее смысле («Хоровод» Г. Свиридова на слова А. Блока), нравственно-этическая проблематика («Молитва», «Любовь святая» Г. Свиридова).
3 минуты
17 декабря 2023