18 подписчиков
В ту пору я даже не задавался вопросом, зачем я все это делал, вернее я вопросом задавался, но скорее риторически, ответа я на него не искал, мне он был не нужен по определению.
Солдат, не верящий своему командиру, не выигрывает сражений, как сказал один умный человек и как меня позже учили. Нервотрепка? Да, и еще какая. Непонимание сути происходящего? Да, причем полное непонимание.
Но начинался новый семестр, и я опять приходил на проект к ВИ, что меня к нему тянуло, не знаю и по сей день. Может, интерес к науке под названием «Умение думать». Так про такую науку я понял, только когда обучение закончилось, понимаю это и сейчас, а тогда? Не знаю…
Тогда, наверное, меня устраивали правила игры, предложенные мне ВИ: я честно делаю то, что он говорит, и за это я имею, как говорят нынче, два бонуса: у меня нет проблем с написанием и защитой проекта – это первое, и второе – я не стеснен временными рамками, я должен был выполнить задачу, должен был явиться на консультацию, но вместо конкретного дня недели я мог явиться в любой день. У меня был разбег в неделю.
Этот второй фактор был очень важен для меня, ведь у меня к тому времени появился Арбат, отнимавший кучу времени. Арбатские деньги, кстати, были большим подспорьем в том учебном формате, который негласно, по умолчанию предложил ВИ.
Нет, я честно ходил по библиотекам, честно читал и готовил материал к каждому собеседованию, просто я уже не нервничал, так как знал, что в нужный момент ВИ достанет нужные заводские чертежи-оригиналы из какого-нибудь НИИ, а я, имея финансовую возможность, привлеку к работе одного из аспирантов, во множестве обитавших в общежитии и, как акулы рыскают по морским просторам в поисках еды, так и аспиранты искали нерадивых студентов, для того чтобы заработать на них, перечерчивая их чертежи.
Я уже говорил, что процесс перечерчивания назывался стеклением, что означало «стеклить» чертеж. Это когда ты берешь стекло размером с ватман, в те времена такие стекла покрывали письменные столы. Снизу стекла прикрепляешь готовый чертеж, сверху стекла чистый лист ватмана, кладешь эту конструкцию на спинки двух стульев и подсвечиваешь снизу лампой. В результате на чистом листе ватмана ясно отображается лежащий снизу готовый чертеж, тебе остается только обвести хорошо видные линии. Избегая всего вышеуказанного, я высвобождал уйму времени, которое использовал на другие цели.
К пятому курсу мы с ВИ стали очень хорошо понимать друг друга. Ну прежде всего – я его, меня он понимал сразу и очень хорошо. Благодаря этому пониманию общение с ним для меня стало приятным, комфортным, что называется, ненапряжным и всегда продуктивным. Мне не надо было ничего объяснять, я просто работал по заранее отработанной схеме.
Мой преподаватель тоже наслаждался, понимая, что добился своего. Любому разумному человеку всегда приятно видеть положительный результат своего труда. ВИ, полностью перестроив мой подход к процессу обучения в части решения стоящих передо мной задач, общался со мной на отвлеченные темы. Сам будучи человеком энциклопедических и разносторонних знаний, ВИ всегда поощрял любые интересы студента.
Однажды он рассказал мне, как передвигал в одиночку свой загородный дом с одного места на другое. Он придумал и сделал систему катков, по которым двигался дом, и также системы домкратов и полиспастов, которые использовал для поднятия дома.
В другой раз рассказал, как изучал архитектуру Ленинграда, который очень любил, попав в него первый раз. Он разделил центр Ленинграда на сектора, сектора – на улицы и разработал оптимальный маршрут, который при этом позволял осмотреть архитектуру каждого дома, ничего не пропустив. Затем методично, день за днем, гуляя по этому маршруту, он обходил улицу за улицей, не пропуская ни одного дома, любуясь их красотой. Он вообще очень любил архитектуру и хорошо разбирался в стилях, сосуществовавших в ленинградских постройках.
Наше общение проходило в его лаборатории, куда я приходил на консультацию. Мы заходили в его лабораторию, ...
3 минуты
3 декабря 2023