Найти тему

С точки зрения психотерапевтов - объяснение будет таким:


«В 1978 г. два психоаналитика, принадлежащих к классическому фрейдовскому направлению, парижане венгерского происхождения Николя Абрахам и Мария Терек, взяв за основу свои клинические исследования, опубликовали сборник статей «Скорлупа и ядро»1, в котором впервые ввели понятия «склепа» и «призрака». Они работали с больны­ ми, которые говорили, что совершают тот или иной поступок, не понимая причины. А их семьи подкрепляли эти утверждения, объясняя, что те действовали так, «как если бы
это был кто-то другой». Абрахам и Терек выдвинули гипотезу о том, что все происходит так, будто существует активный призрак, который говорит за людей (своего рода чревовещатель) и даже действует за них.
Этот призрак — вероятнее всего, некто, как бы вышед­ший из «плохо закрытой» могилы предка, если того постиг­ ла смерть, которую трудно принять, либо с ним произошло что-то постыдное, или же семья из-за него оказалась в труд­ ной ситуации. Что-то было не так, произошло что-то «не­ пристойное», «некрасивое», подозрительное, «нехорошее» для менталитета того времени. Например, это могло быть убийство, смерть при невыясненных обстоятельствах, туберкулез, «постыдная» болезнь (сифилис), пребывание в спецучреждении, в психиатрической клинике или в тюрь­ме, банкротство, адюльтер, инцест. Речь шла о том, чтобы забыть что-то или кого-то, кто был опозорен или опозорил семью, стыдившуюся того, что произошло, и потому об этом предпочитали не говорить. Все происходило так, будто какой-то член семьи охра­ нял молчание об этом невысказанном событии, которое считалось семейной тайной. Этот человек становился един­ ственным хранителем этой тайны — он как бы хранил ее в своем сердце, в своем теле, в своеобразном «склепе» внут­ ри себя, а этот призрак время от времени оттуда выбирал­ ся2 и действовал через одно или два поколения.

«Очевидно, что некоторые из нас носят в себе «склепы», или могилы, где они как бы закопали плохо захороненных покойников, «плохо умерших» — похороненных с такими тайнами, о которых невозможно рассказать потомкам, либо преждевременно умерших (ставших жертвами убийства, геноцида).
Странное поведение (его психосоматическое выражение), болезнь или бред часто сопутствуют этому призраку, и тайна, заживо похороненная в бессознательном предков, «выводит на сцену» волнение в его словесных или поведенческих проявлениях.
Но остается непроясненным вопрос о том, как перепи­ сываются и передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят.
В клинике констатируют трансгенерационную переда­ чу серьезных травм, о которых не говорили или же по пово­ ду которых не объявляли траур, в том числе травм военных времен (отравленные газами, утонувшие, пострадавшие от пыток, изнасилований), что наносит раны родственникам или боевым товарищам.
Возникает вопрос о трансгенерационной передаче. Как она осуществляется?
Все, что нам известно с психологической, физиологичес­ кой или неврологической точки зрения, не позволяет по­нять, как что-то может лихорадить разные поколения од­ной семьи. Николя Абрахам и Мария Терек выдвигают гипотезу о «призраке» как свидетельстве о наличии «мертвеца», по­ хороненного в другом. Это сродни дуальному единству «мать — ребенок», которое трансформируется во «внут­ ренний дуальный союз между сознанием и самостью (Moi)». Потомков носителя «склепа», вероятно, преследу­ ют «пробелы, оставленные в нас тайнами других». По вы­ ражению Николя Абрахама и Марии Терек, говорит и дей­ ствует как раз эта невысказанность, обостренная молча­ нием и утаиванием.

А.А.Шутценбергер Синдром Предков
3 минуты