11 тыс подписчиков
Фильм «1993» справедлив в осуждении всей ельцинской революции и конкретного военного переворота. При этом картина Александра Велединского по книге Сергея Шаргунова в лучшую сторону отличается от «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского (про бунт в Новочеркасске июня 1962 года). Речь о конспирологии и лукавстве. Кончаловский строит конфликт на неподтвержденной ельцинистской версии 90-х: виноваты стрелявшие на поражение люди из КГБ, а солдатушки якобы были с народом и лупили в воздух. Теория хилая, популистская и демагогическая. Кончаловский выдал её как правду жизни, искусственно расширив разлом между хорошим народом и плохим государством, как водится в современном антисоветском кино.
Велединский ничего хорошего про ельцинский режим не говорит, но не увлекается конспирологией, в отличие от Кончаловского. По данным свидетелей, последствия и масштабы кровавых событий октября 1993 года замалчивались не слабее, чем в 1962 году. Возможно, об этом снимут другой фильм. «1993» идет по простому и самому корректному пути, показывая неоспоримую стрельбу у «Останкино», попавшую в камеры СМИ. И даже тут автор не обостряет до предела. Например, не делает акцент на том, как ельцинские войска обошлись с лежащими ранеными, как из тяжелой техники лупили в сторону мирных улиц... Бои в других локациях Велединский вообще не показывает (для героев фильма участие в конфликте закончилось в ночь с 3 на 4 октября, кульминацией стало «Останкино», более поздние события около Дома Советов, они уже не застали, горящее здание парламента режиссер показывает только в эпилоге). Хотя мог бы. Но зачем? Фильм и без того получился сильным. И это кино уж точно не обвинишь в пропагандистских спекуляциях на исторической фактуре и увлечении теориями заговора.
1 минута
1 декабря 2023