800 подписчиков
Процесс обучения ребенка с самого рождения строится на имитации. В процессе подражания взрослым, ребенок осваивает важнейшие навыки. Однако, для подражания и выработки новых навыков необходима правильная работа:
1️⃣ Сенсорной функции, на которой базируется непроизвольное внимание (это чувственная сфера, подкорковые зоны головного мозга). То есть, когда ребенок увидел и воспринял увиденное;
2️⃣ Моторной функции, на которой базируется ПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание (волевая сфера, кора головного мозга – та часть, которая отличает нас от животных). Здесь ребенок должен воспроизвести увиденное, то есть через усилие воли (произвольное внимание) научить свое тело этому новому движению (навыку).
Однако произвольное внимание может подключаться и в процессе сенсорного восприятия. Это происходит, когда стоит задача проанализировать ощущение и дать ему оценку (сенсорный анализатор). Например: определить источник звука, температуру предмета, отсортировать предметы по признаку и т.д.
Как развивать внимание?
✅ Непроизвольное внимание – сенсорная интеграция. Развитие чувственной сферы (сенсомоторного опыта) улучшает все мыслительные процессы и буквально преображает ребенка. Меняется взгляд, появляются новые интересы, стремительно улучшается коммуникация.
✅Произвольное внимание – физическая активность. Выполнение упражнений, где предполагается усилие со стороны ребенка. То что ребенку дается легко, его произвольное внимание НЕ РАЗВИВАЕТ. Равно как и не способствует образованию новых нейронных связей. Моторные нейронные связи образуются только, когда ребенок (взрослый тоже) осваивает НОВЫЙ навык или движение. Что меняется? Ребенок дольше и продуктивнее работает,решает все более сложные логические задачи, лучше контролирует свои эмоции. Буквально, учится подчинять воле свое тело.
Что НЕ поможет в развитии произвольного внимания:
❌ НепроизВОЛЬная физическая активность (он сам по себе лазит, бегает, прыгает и т.д.)
❌ Терапии, где воля ребенка не участвует (электро и магнитные стимуляции, массажи, акустическое воздействие и т.д.) Эти процедуры НЕ способствуют образованию новых нейронных связей в коре головного мозга, как бы нам этого не хотелось, а только стимулируют ранее образованные. То есть новые навыки от этого не появляются.
⁉️ Как пошагово выстраивать комплексную работу для развития внимания ребенка в домашних условиях, я подробно рассказываю в своей книге "Мир по-другому. Руководство для самостоятельной коррекционной работы с особенными детьми».
2 минуты
28 ноября 2023