73 подписчика
ℹ️ Сейчас в моей мастерской подходит к завершению разработка методического фреймворка «Алгоритм разработки учебных кейсов для занятий». Во время его создания я в очередной раз столкнулся с темой создания проблемных ситуаций в обучении.
В своё время на канале уже был пост, которые посвящён проблемному обучению, концепцию которого в нашей стране развивали такие учёные как: Кудрявцев Т.В., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Лернер И.Я. и др.
И сегодня хотелось бы поделиться особенностями создания проблемной ситуации. Этого, так сказать, «ядра» учебного кейса, а иногда и просто занятия.
Если говорить простым языком, то проблемная ситуация — это ситуация, которая стимулирует студентов к самостоятельному поиску способов и путей её решения. Обычно проблемная ситуация не имеет одного единственного решения, поэтому и стимулирует познавательную активность.
А ещё проблемные ситуации помогают расширить понимание учебной темы, выйти, так сказать, в размышлениях за рамки предметной области.
▪️Куда в обучении можно внедрить проблемные ситуации?
В учебный кейс, проведение учебного занятия, образовательный лонгрид, видеоматериал и т.д.
▪️Какие существуют типы проблемных ситуаций?
Советский и российский психолог Матюшкин Алексей Михайлович сформулировал три типа проблемных ситуаций:
1. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет закономерности предмета действия.
В проблемных ситуациях этого типа нужно раскрыть новую закономерность, отношение и т.п., необходимые для объяснения некоторого явления или для доказательства истинности определенного положения.
Примером может быть ситуация в компании, где происходит ухудшение показателей производства без явной причины. Целью данной проблемной ситуации является установление причин и разработка плана действий для улучшения производственных показателей.
2. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет способ действия.
Примерами таких проблемных ситуаций являются многочисленные ситуации, в которых известны начальная и конечная ситуации, но неизвестны оптимальные способы преобразования начальной ситуации в конечную.
Примером может быть ситуация, когда гончар, производящий изделия из глины, хочет увеличить ассортимент товара, чтобы удовлетворить покупательский спрос. Однако точные наименования позиций товара, которые приведут к увеличению спроса, неизвестны.
3. Проблемные ситуации третьего типа характеризуются тем, что неизвестное составляет условия действия.
Они представлены широким классом ситуаций, возникающих на разных этапах тренировки действия, когда способ действия известен, но еще неизвестны общие условия, определяющие структуру его психической регуляции.
Специальными случаями таких ситуаций являются те, которые возникают, например, в процессе формирования речевых, математических, сложных профессиональных навыков. Как пример: уравнение, в котором неизвестными являются коэффициенты этого уравнения.
▪️Какие существуют базовые рекомендации для создания проблемных ситуаций?
1. Задания основываются на уже имеющихся знаниях и содержат неизвестные элементы. Неизвестное – это закономерность или общие условия действия, которые вызывают познавательную потребность.
2. Проблемные задания соответствуют интеллектуальным возможностям обучающихся. Чем выше потенциал студента, тем сложнее проблемная ситуация.
3. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий. Т.е. как практикой, так и теорией.
4. Обратная связь от эксперта/преподавателя — один из главных механизмов повышения эффективности проблемной ситуации. Без неё теряется ценность принципа формативного оценивания.
5. Проблемная ситуация, в зависимости от цели, может использоваться в начале, середине или конце обучения. Для этого рекомендую определить, какую функцию вы хотите, чтобы проблемная ситуация выполняла: диагностическую, оценочную или образовательную.
Было полезно? Ставьте 👍🏼
Источники 📖
Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning
3 минуты
28 ноября 2023